Реконструкция Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре (Отчёт по геологической практике), страница 3

Толща базальтов и базальтовых порфиритов. Распространена в бассейне р. Верхняя Удоми. Базальты несогласно залегают на дислоцированных терригенных образованиях, о чем свидетельствует налегания покровов на различные горизонты нижнего и верхнего мела. В строении толщи участвуют в основном лавовые разности базальтов и в незначительной мере туфоконгломераты и лавобрекчии, залегающие в нижних горизонтах толщи. Верхние горизонты сложены базальтами, их порфиритами, массивными и миндалекаменными зеленовато-серой и сиреневой окраски.

По трассе проектируемого тоннеля данные породы занимают протяжённый участок от главной седловины перевала до Западного портала.

В породах всех выделенных комплексов отмечается присутствие магнетита как в осадках, представляя часть обломочного материала, так и в лавах в виде зёрен и рудной пыли.

Тектоника

Район находится в пределах Сихотэ-Алиньской складчатой системы. В её пределах можно выделить следующие главные структурные элементы: Сихотэ-Алиньский или Центральный мегантиклинорий и Сихотэ-Алиньский мегасинклинорий.

Общий структурный план Сихотэ-Алиньской складчатой системы обусловлен сочетанием линейных и мозаично-глыбовых форм. Складчатая структура системы часто осложнена продольными и поперечными разрывами.

Характерной особенностью Сихотэ-Алиньской складчатой системы является широкое развитие глубинных разломов, располагающихся обычно по границам (или вблизи них) крупных структурных элементов: мегантиклинориев, мегасинклинориев, а также разделяющих крупные антиклинории и синклинории.

На участке изысканий установлено наличие трёх разломов регионального порядка – разлом «Перевальный», разделяющий лавовый комплекс от осадочной толщи; южное ответвление разлома «Перевальный», разделяющее между собой осадки верхнего и нижнего мела; и разлом «Восточный», пересекающий отложения пиванской свиты. Заложение этих разломов произошло одновременно со складчатостью. Падение разрывов близко к вертикальному. Разлом «Перевальный» субширотного простирания, в совокупности с разломами северо-восточного направления (разлом «Восточный и южное ответвление «Перевального»), образует сеть, контролирующую размещение вулканических построек и, являясь сбросами, служат несогласными контактами между свитами разного возраста, ограничивая распространение последних. Амплитуда смещений по разломам различна, и достигает первых сотен метров. Мощность зон дробления составляет ~ 40 м, в местах взаимопересечения разломов субширотного и северо-восточного направлений может достигать 200 м.

Протяжённость настоящих разломов от нескольких километров (ограниченны взаимопересечениями), до многих десятков километров.

Разломы более мелкого порядка являются оперяющими региональные, и отмечены в местах распространения осадочных отложений. Зоны дробления в этих разрывах имеют мощность от нескольких десятков сантиметров до 5м. Ориентированы такие нарушения по схеме: ответвляющиеся от субширотного нарушения – параллельны разломам северо-восточного направления; ответвляющиеся от северо-восточных – параллельны субширотным. Падение также близко к вертикали.

Сейсмичность площадки железнодорожного тоннеля составляет 8 баллов.

Геоморфология

Основным морфологическим элементом района является хребет Сихотэ-Алинь, выполняющий роль водораздела между бассейнами р. Амур и Тихого океана (р. Тумнин).

Горный рельеф местности, с большими перепадами высот и крутыми наклонами поверхностей, обусловил формирование рельефа главным образом экзогенными процессами. Наряду с ними немаловажную роль сыграли и эндогенные процессы. Существенное влияние на формирование рельефа оказали литологический состав и крепость пород.

На участке заложения тоннеля выделены следующие типы поверхностей:

1  Поверхности созданные препарацией эффузивных тел и покровов;

2  Поверхности эффузивных тел и покровов, созданные совместно эндогенными и экзогенными процессами;

3  Крутосклонные денудационно-эрозионные поверхности терригенных и седиментационных образований;