Цель работы:
1) Ознакомление с составом выбросов автотранспорта и причинами образования токсичных компонентов;
2) Освоение методики расчета выброса вредных веществ автотранспортом;
3) Расчет валового выброса оксида углерода (СО), углеводородов (СnHm), оксидов азота (NOx) автотранспортом на территории города за год;
4) Расчет снижения годового валового выброса CO, CnHm и NOx автотранспортом на территории города за счет объездной дороги.
1. СОСТАВ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА
Источниками загрязнения воздушной среды (см. рис. 1) являются топливные испарения (15 %), картерные (20 %) и отработавшие газы (65 %) автомобилей.
Рис. 1. Источники выбросов и состав веществ, содержащихся в ОГ автомобиля
Топливные испарения содержат около 200 различных углеводородов (этан, метан, бензол, ацетилен и т.д.) и имеют место:
• при заправке автомобиля (в среднем 1,4 г на литр заливаемого топлива);
• из топливного бака (пропорциональны площади испарения, которая у баков грузовых автомобилей больше, чем у баков легковых), карбюратора и трубопроводов (независимо работает двигатель или нет).
Картерные газы - это смесь топливоздушной смеси и ОГ, которая через неплотности цилиндропоршневой группы проникает из камеры сгорания в картер, где давление (за исключением такта впуска) значительно меньше, чем в цилиндрах. В картере, смешиваясь с парами масла и топлива, смываемого со стенок цилиндра холодного двигателя, картерные газы повышают кислотность масла, ускоряя его старение и загрязнение, а также способствуют конденсации воды, разжижающей его.
С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает 35-45 % от общего выброса углеводородов.
Из данных приведенных в табл. 1 видно, что наибольшее количество веществ поступает в атмосферу с отработавшими газами - продуктами полного и неполного сгорания топлива, избыточного воздуха и различных микропримесей, поступающих из цилиндров двигателя в его выпускную систему.
Таблица 1 - Содержание токсичных веществ в выбросах карбюраторных ДВС
Источник загрязнения |
Доля вещества в общем, выбросе двигателя, % |
||
СО |
CnHm |
NОх |
|
Отработанные газы |
100 |
55 |
100 |
Картерные газы |
- |
25 |
- |
Пары топлива из карбюратора и бака |
- |
29 |
- |
Состав, концентрации и свойства этой очень сложной, не до конца изученной смеси различных веществ изменяется в довольно широких пределах и определяется:
• - типом (табл. 2), особенностью конструкции и качеством регулировки двигателя;
• - видом используемого топлива (табл. 2) и масел;
• - условиями сгорания топлива;
• - моделью, техническими параметрами и степенью изношенности автомобиля (табл. 3), условиями его работы (табл. 4);
• - параметрами улично-дорожной сети и др.
Из приведенных в таблицах данных видим, что состав выбросов дизельных отличается от бензиновых двигателей. В дизельном двигателе сгорание топлива более полное и образуется меньше СО и несгоревших углеводородов, но больше сажи. За счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество NОх, а при использовании низкокачественного дизельного топлива, содержащего серу, образуются сернистые соединения - серный (S0 ) и сернистый (S02) оксиды.
Таблица 2 - Зависимость состава и содержания веществ в ОГ от типа ДВС
Компоненты |
Содержание в объеме ОГ, % по массе |
Примечание |
|
бензиновые |
дизельные |
||
Азот |
74-77 |
76-78 |
не токсичен |
Кислород |
0,3-0,8 |
2-18 |
не токсичен |
Пары воды |
3,0-5,5 |
0,5-4,0 |
не токсичны |
Диоксид углерода |
5,0-12,0 |
1,0-10,0 |
не токсичен |
Оксид углерода |
0,1-10,0 |
0,01-0,5 |
токсичен |
Углеводороды |
0,01-3,0 |
0,001-0,4 |
токсичны |
Оксиды азота |
0,05-0,6 |
0,009-0,5 |
токсичны |
Альдегиды |
0,0-0,2 |
0,01-0,09 |
токсины |
Оксиды серы (суммарно), мг/м |
0,0-0,002 |
0-0,03 |
токсичен |
Сажа, г/м |
0,0-0,04 |
0,01-1,1 |
токсична |
Бенз(а)пирен, мг/м'3 |
до 0,02 |
до 0,01 |
канцероген |
Соединения свинца |
зависит от марки бензина |
- |
токсичны |
Таблица 3 -Характеристика веществ, выбрасываемых грузовыми автомашинами
Вид топлива |
Выбрасываемое вещество, г/кВт-ч |
|||||||
СО |
CnHm |
NОх |
пыль |
ПАУ* |
альдегиды |
|||
Новый автомобиль |
||||||||
Дизельное топливо |
3,5-4,5 |
2,0-3,0 |
11,0-14,0 |
0,3-0,4 |
0,00075 |
0,08 |
||
Бензин |
85,0-95,0 |
8,0-10,0 |
15,0-17,0 |
0,05 |
0,075 |
0,65-1,0 |
||
Автомобиль, бывший в эксплуатации |
||||||||
Дизельное топливо |
7,0-12,0 |
2,5-4,0 |
10,0-14,0 |
0,5-0,8 |
0,004 |
0,2-0,4 |
||
Бензин |
120-130 |
12,0-14,0 |
15,0-17,0 |
0,1 |
0,25 |
2,0-3,0 |
||
ПАУ* - смесь полиядерных ароматических углеводородов, среди которых обнаружены перилен, хризен, пирен, фенантрен и бенз(а)пирен, являющийся
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.