Расчет валового выброса вредных веществ автотранспортом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Цель работы:

1)   Ознакомление с составом выбросов автотранспорта и причинами образования токсичных компонентов;

2)   Освоение методики расчета выброса вредных веществ автотранспортом;

3)   Расчет валового выброса оксида углерода (СО), углеводородов (СnHm), оксидов азота (NOx) автотранспортом на территории города за год;

4)   Расчет снижения годового валового выброса CO, CnHm и NOx автотранспортом на территории города за счет объездной дороги.

1. СОСТАВ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА

Источниками загрязнения воздушной среды (см. рис.  1) являются топливные испарения (15 %), картерные (20 %) и отработавшие газы (65 %) автомобилей.

Рис. 1. Источники выбросов и состав веществ, содержащихся в ОГ автомобиля

Топливные испарения содержат около 200 различных углеводородов (этан, метан, бензол, ацетилен и т.д.) и имеют место:

•  при заправке автомобиля (в среднем 1,4 г на литр заливаемого топлива);

•  из топливного бака (пропорциональны площади испарения, которая у баков грузовых авто­мобилей больше, чем у баков легковых), карбюратора и трубопроводов (независимо работа­ет двигатель или нет).

Картерные газы - это смесь топливоздушной смеси и ОГ, которая через неплотности цилиндропоршневой группы проникает из камеры сгорания в картер, где давление (за исключением такта впуска) значительно меньше, чем в цилиндрах. В картере, смешиваясь с парами масла и топлива, смываемого со стенок цилиндра холодного двигателя, картерные газы повышают кислотность мас­ла, ускоряя его старение и загрязнение, а также способствуют конденсации воды, разжижающей его.

С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает 35-45 % от общего выброса углеводородов.

Из данных приведенных в табл. 1 видно, что наибольшее количество веществ поступает в ат­мосферу с отработавшими газами - продуктами полного и неполного сгорания топлива, избыточ­ного воздуха и различных микропримесей, поступающих из цилиндров двигателя в его выпускную систему.

Таблица 1 - Содержание токсичных веществ в выбросах карбюраторных ДВС

Источник загрязнения

Доля вещества в общем, выбросе двигателя, %

СО

CnHm

х

Отработанные газы

100

55

100

Картерные газы

-

25

-

Пары топлива из карбюратора и бака

-

29

-

Состав, концентрации и свойства этой очень сложной, не до конца изученной смеси различ­ных веществ изменяется в довольно широких пределах и определяется:

•  - типом (табл. 2), особенностью конструкции и качеством регулировки двигателя;

•  - видом используемого топлива (табл. 2) и масел;

•  - условиями сгорания топлива;

•  - моделью, техническими параметрами и степенью изношенности автомобиля (табл. 3), условиями его работы (табл. 4);

• - параметрами улично-дорожной сети и др.

Из приведенных в таблицах данных видим, что состав выбросов дизельных отличается от бен­зиновых двигателей. В дизельном двигателе сгорание топлива более полное и образуется меньше СО и несгоревших углеводородов, но больше сажи. За счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество NОх, а при использовании низкокачественного дизельного топлива, содержаще­го серу, образуются сернистые соединения - серный (S0 ) и сернистый (S02) оксиды.

Таблица 2 - Зависимость состава и содержания веществ в ОГ от типа ДВС

Компоненты

Содержание в объеме ОГ, % по массе

Примечание

бензиновые

дизельные

Азот

74-77

76-78

не токсичен

Кислород

0,3-0,8

2-18

не токсичен

Пары воды

3,0-5,5

0,5-4,0

не токсичны

Диоксид углерода

5,0-12,0

1,0-10,0

не токсичен

Оксид углерода

0,1-10,0

0,01-0,5

токсичен

Углеводороды

0,01-3,0

0,001-0,4

токсичны

Оксиды азота

0,05-0,6

0,009-0,5

токсичны

Альдегиды

0,0-0,2

0,01-0,09

токсины

Оксиды серы (суммарно), мг/м

0,0-0,002

0-0,03

токсичен

Сажа, г/м

0,0-0,04

0,01-1,1

токсична

Бенз(а)пирен, мг/м'3

до 0,02

до 0,01

канцероген

Соединения свинца

зависит от марки бензина

-

токсичны

Таблица 3 -Характеристика веществ, выбрасываемых грузовыми автомашинами

Вид топлива

Выбрасываемое вещество, г/кВт-ч

СО

CnHm

х

пыль

ПАУ*

альдегиды

Новый автомобиль

Дизельное топливо

3,5-4,5

2,0-3,0

11,0-14,0

0,3-0,4

0,00075

0,08

Бензин

85,0-95,0

8,0-10,0

15,0-17,0

0,05

0,075

0,65-1,0

Автомобиль, бывший в эксплуатации

Дизельное топливо

7,0-12,0

2,5-4,0

10,0-14,0

0,5-0,8

0,004

0,2-0,4

Бензин

120-130

12,0-14,0

15,0-17,0

0,1

0,25

2,0-3,0

ПАУ* - смесь полиядерных ароматических углеводородов, среди которых обнаружены перилен, хризен, пирен, фенантрен и бенз(а)пирен, являющийся

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экология
Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
314 Kb
Скачали:
0