в) Сейсмическое микрорайонирование в масштабе 1 : 25 000 – 1 : 10 000.
Указанные виды сейсмического районирования взаимосвязаны и дают возможность получить необходимую информацию о сейсмической опасности как в обобщенном виде для больших территорий, так и для конкретных строительных площадок с учетом локальной сейсмической обстановки.
Первым важным шагом в оценке сейсмической опасности является общее сейсмическое районирование (ОСР). Это одна из наиболее ответственных и. чрезвычайно сложных проблем современной сейсмологии. Сложность ее состоит в том, чти сейсмическое районирование относится к прогнозам, базирующимся на неполной информации, скудном и не всегда удачном опыте, на недостаточно четких методологических позициях. Поэтому каждая из составленных карт ОСР в той или иной мере оказывается неадекватной реальным природным условиям, что, наряду с некачественным строительством, может нанести хозяйству огромный материальный ущерб и повлечь за собой многочисленные человеческие жертвы.
Как показали исследования по ОСР-97, главным недостатком всех предыдущих карт общего сейсмического районирования (включая и карту СР-78) был детерминистский принцип их составления. Аналогичная негативная ситуация в оценке сейсмической опасности и в разрушительных последствиях землетрясений свойственна и другим странам мира, в том числе таким передовым в сейсмологическом отношении, как Япония, США и Италия.
Современные карты Общего сейсмического районирования территории Российской Федерации - ОСР-97 (А, В, С), созданные в 1997 г. по новой методологии в Объединенном институте физики Земли им О.Ю. Шмидта РАН, отличаются от предыдущих. Будучи созданными на вероятностной основе, они допускают возможность превышения показанной на них сейсмической интенсивности в течение определенных интервалов времени. Так, карта ОСР-97-А отражает 10%-ный, карта ОСР-97-В – 5%-ный и карта ОСР-97-С – 1%-ный «риск превышения» в течение каждых 50 лет определенной сейсмической интенсивности, выраженной в баллах макросейсмической шкалы МSК-64, на средних грунтах (грунты II категории, согласно СНиП II-7-81*).
Карты ОСР-97 учитывают различную вероятность повторения землетрясений разной интенсивности. Набор ОСР-97 состоит из трех карт А, В и С, отвечающих среднестатистической повторяемости расчетных землетрясений 1 раз в 500, 1000 и 10000 лет соответственно.
Регламентирован порядок применения карт:
- при проектировании наиболее массовых объектов используется карта А;
- при проектировании антисейсмических усилений более ответственных зданий и сооружений (объекты здравоохранения, образования, культуры, связи, крупные вокзалы, аэропорты и т.п., объекты, необходимые для ликвидации последствий землетрясений) применяется карта В;
- при проектировании наиболее ответственных и уникальных объектов применяется карта С.
Из-за слабого развития на территории Хабаровского края наблюдательной сети сейсмических станций, непроработанности вопроса сейсмического микрорайонирования в зоне вечной мерзлоты, отсутствия карт сейсмического детального и микрорайонирования городов и неясности перечня ответственных и особой ответственности сооружений, описанный порядок применения карт ОСР-97 для нового проектирования, корректировки запроектированных и реконструкции существующих строений оказывается как минимум малокорректным или слабо обоснованным. Отсутствуют типовые проекты и не разработаны основные решения по антисейсмическому усилению даже типовой застройки. Требуется уточнение карт ОСР-97, обновление сети сейсмических наблюдений, разработка Перечня строений повышенной и особо высокой ответственности, разработка очередности антисейсмического усиления и реконструкции строительных объектов, научная проработка необходимых конструктивных решений, паспортизация существующего фонда и т.д.
5.А.3. Порядок и последовательность сейсмоусиления инженерных объектов
Федеральной программой предусмотрено, что средства госбюджета используются в Хабаровском крае только для проведения первоочередных работ по сейсмоусилению объектов, начиная с 2006 г. В связи с этим большая часть НИОКР в 2002-2005 годах осуществляется за счет краевого и, в меньшей мере, за счет городских и муниципальных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.