Оценивая ход и результаты военной реформы, эксперты приходят к следующему неутешительному выводу. Несмотря на ряд преобразований, которые затронули прежде всего Вооруженные Силы, в целом реформа не укрепила оборонную мощь страны. Она практически не охватила многие составные части военной организации государства.
Нелицеприятная оценка хода и результатов военной реформы была дана и Советом Безопасности. Система функционирования Вооруженных Сил и всей военной организации государства была признана не только неэффективной, а просто разбалансированной. Все это крайне негативно сказывается на обороноспособности страны.
А обороноспособность – это жизненно важная составляющая в обеспечении интересов страны. Президент РФ В.В. Путин предупреждает: «…России ввиду ее особого геополитического положения предопределена глобальная роль в обеспечении безопасности Евразийского континента. Эту роль может исполнять только сильное государство, в том числе сильное своими Вооруженными Силами» («Красная звезда» от 27 июня 2000г.).
Слабости и просчеты в военной реформе, ее недостаточная эффективность потребовали внесения серьезных коррективов в стратегию реформирования военной организации государства. По инициативе Президента РФ Совет безопасности после тщательной и многосторонней подготовительной работы определил конкретные меры и приоритетные задачи по упорядочению военной реформы, ее активизации и главное – повышению ее результативности.
б) Суть корректировок военной реформы и содержание ее нынешнего этапа.
Что касается общего направления и целей реформирования военной организации государства, то они в сущности остаются прежние. Это – обеспечить и соблюдать баланс между военными потребностями и экономическими возможностями государства. Иначе говоря, оборона и безопасность страны должны быть прочными и надежными при минимальных затратах экономики. А Вооруженные Силы должны быть компактными и мобильными, способными профессионально реагировать на существующие угрозы.
Конкретные же меры по упорядочению военной реформы, повышению ее результативности Совет Безопасности начал вырабатывать уже с весны 2000г. Речь шла о том, чтобы подготовить заседание расширенного состава Совета Безопасности. На нем обсудить вопросы, связанные с состоянием Вооруженных Сил и в целом военной организации, уточнить основные направления их строительства и развития на период до 2010 года. Специально созданная комиссия всесторонне рассмотрела пять возможных вариантов реформирования военной организации государства. После их неоднократного обсуждения в Правительстве, в руководстве Совета Федерации и Государственной Думы, в силовых структурах в конечном счете был определен оптимальный вариант. Этот вариант был обсужден на Совете Безопасности 9 ноября 2000года, дополнен рядом важных положений, а затем принят. Он и составил основу Плана военного строительства до 2005 года и Государственной программы развития вооружений и военной техники, утвержденных Указом президента РФ от 16 января 2001 года.
В ближайшие годы предстоит решить масштабные и чрезвычайно сложные задачи военного строительства. Предусматривается, в частности, дальнейшее сокращение численности армии, флота, всей военной организации государства.
Это не механическое сокращение. И хотя сокращение – мера вынужденная, но она строго выверенная и обоснованная. Она базируется на оценке существующей геополитической и геостратегической обстановки в мире, на оценке реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, а также вытекающих из этого характера и масштаба задач по обеспечению обороны страны. При этом непременно учитываются экономические возможности государства, их способность обеспечить всем необходимым тот или иной уровень военной организации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.