Ситуация с укомплектованием воинских частей усугубляется наличием воинских формирований, помимо Вооруженных Сил, еще у 11 министров и ведомств, также претендующих на призывной контингент. К тому же некоторые из них лучше, чем армия и флот обеспечены финансовыми средствами и имеют многочисленный личный состав. К ним относятся Внутренние войска, Пограничные войска, Железнодорожные войска, ФАПСИ, части гражданской обороны и т.д. Жизнь настоятельно требует уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские формирования, решительнее переходить к смешанной, а в перспективе и к контактной системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных Сил переход на добровольческую основу становится в перспективе более реальным.
Таким образом, Россия самой жизнью поставлена перед объективной и насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Важно отметить, что военная реформа – понятие широкое и многообразное. Это комплекс количественных и качественных преобразований всей военной организации государства в соответствии с изменившимися внешними и внутренними условиями.
А военная организация государства включает в себя:
-Вооруженные Силы, т.е. армию и флот, составляющие основу обеспечения военной безопасности страны;
-другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами;
-часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
Из этого следует, что военная реформа охватывает широкую систему политических, экономических, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер. Ее проведение в жизнь призвано обеспечить достаточный уровень обороны и безопасности государства с приемлемыми затратами.
2.Особенности и содержание современного этапа военной реформы.
Военная реформа в России стала предметом активных дискуссий, начиная с 1992 года. Это означало, что руководство страны, руководители силовых структур, производственных, научных и общественных организаций осознали необходимость и неотложность реформы. Но в течение длительного времени конкретной программы военной реформы, плана военного строительства выработано не было. Между тем, промедление с началом и проведением реформы все негативнее сказывалось и на обороне страны.
К весне 1997 г. была предпринята попытка выработать законодательную базу военной реформы. Комитет по обороне Государственной Думы и Генеральный штаб Вооруженных Сил подготовили проект Закона о военной реформе. Государственная Дума и Совет Федерации приняли Закон о военной реформе, но президент Б.Н. Ельцин его не подписал.
Несмотря на это, с лета 1997 г. военная реформа все-таки началась. Началась с президентских указов. Отсутствие законодательной базы не могло не сказаться на организации, ходе и результатах военной реформы.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть второй вопрос темы таким образом. Сначала проанализировать уже сделанное в сфере военного реформирования, а затем изложить суть корректировок военной реформы, осуществленных нынешним руководством страны, особенности и содержание современного этапа военного реформирования.
а) Некоторые итоги военного реформирования за 1997 – 2000 годы
Во-первых, продекларированная военная реформа в основном ограничилась преобразованиями Вооруженных Сил, а не всей военной организации государства. Если говорить о сокращении личного состава, то оно коснулось только армии и флота. Все другие войска не были сокращены, а некоторые из них даже увеличились.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.