2.1. Причины возникновения предприятия
Больший объем ресурсов в промышленно развитых странах распределятся внутри предприятий, а не через конкуренцию между ними. Вне предприятия движение цен направляет производство, а трансакции (сделки) координируются рынками. В пределах предприятия эти рыночные трансакции упраздняются, вместо этого производство направляется и координируется одним или несколькими лицами. Таким образом, в рыночной экономике существуют два альтернативных вида механизма координации деятельности и распределения ресурсов: посредством рынка и внутри предприятия.
Возникают два взаимосвязанных вопроса.
1. Почему одни сделки осуществляются через рыночные контракты между предприятиями, а другие через планирование и приказы внутри предприятия?
2. Если предприятия — это «островки сознательной власти» в мире рынка, то что определяет их размеры и границы?
Исторически общепринято мнение, что законодательство, разрешив создание акционерных компаний с ограниченной ответственностью, санкционировало, таким образом, образование и рост фирм в том виде, в каком они развивались за весь период начиная с промышленной революции. Акционерные предприятия позволяли решить две основные проблемы:
1. Привлечь необходимый для деятельности капитал, который первоначально является распределённым среди множества лиц.
2. Распределить риск деятельности и ограничить его размерами вклада в капитал предприятия.
Но такое объяснение лишь частично раскрывает причины создания предприятий. Во-первых, предприятия как организованные группы работников, действующих в большей степени на основе внутренней координации, а не на основе рыночных цен, возникли гораздо раньше акционерных компаний. Во-вторых, это объяснение не дает указаний на то, что определяет граничный размер фирм и, следовательно, какая часть общего объема сделок приходится на нерыночные методы размещения ресурсов.
Р. Коуз в 40-х годах 20 века предложил два объяснения феномена возникновения предприятия.
Во-первых, ценовой механизм размещения ресурсов требует затрат для его создания и использования и что во многих случаях прямая координация может быть более дешевым механизмом. Рыночные трансакционные затраты включают в себя затраты на поиск имеющихся цен, на ведение переговоров и заключение контрактов, на обеспечение выполнения контрактов. Если при совершенном предвидении перспектив затраты на использование рынка пренебрежимо малы, то в условиях неопределенности они могут оказаться очень значительными. Прямая координация в пределах предприятия устраняет первый (поиск цен) и может существенно понизить два других вида затрат.
Во-вторых, многие сделки неизбежно влекут за собой долговременные обязательства, уходящие в неопределенное будущее. В частности, производителям часто требуются многочисленные ресурсы на производство, но у них не может быть точного объема потребностей, распределения их во времени или, например, в отношении труда, детального перечня именно тех ресурсов, которые потребуются с точки зрения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.