Конкурентоспособность товара является результирующим показателем эффективности функционирования предприятия, отрасли, страны. Поэтому понимание того, что представляет собой конкурентоспособность товара и как её можно оценить, необходимо для того, чтобы определить понятия конкурентоспособности предприятия, отрасли, страны; на основе дефиниций этих понятий разработать методики определения их уровня, и уже на основе всего этого определить основные стратегии повышения этих показателей.
Майкл Портер был первым, кто чётко связал понятия потребительской ценности товара, прибыли или выгод, получаемых от его использования, и конкурентоспособности товара [17].
Согласно Портеру, потребительская ценность товара – максимальная цена, которую покупатель считает выгодным для себя заплатить за данный товар. Величина потребительской ценности товара непосредственно зависит от способности товара удовлетворить потребности потребителя. Эта величина для институционального потребителя прямо пропорциональна той прибыли, которую использование товара может ему принести и она может быть точно выражена в стоимостной форме. Аналогично и для индивидуального потребителя, однако тут к материальному удовлетворению (снижению затрат) прибавляется и моральное удовлетворение от факта обладания или использования товара, и следовательно (в отличие от институционального потребления), непосредственная стоимостная оценка потребительской ценности в случае индивидуального потребления невозможна.
Для того чтобы определить величину конкурентоспособности товара, Портер вводит понятие запаса конкурентоспособности товара – разности между потребительской ценностью товара (для институционального потребителя – величиной прибыли) и той ценой, за которую он был реально куплен. Для потребителя запас конкурентоспособности представляет собой неоплаченную, доставшуюся ему даром долю потребительской ценности. Для поставщика является количественной мерой конкурентоспособности его товара.
Конкурентоспособность товара пропорциональна неоплаченной части потребительской ценности товара. У каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для поставщика она соответствует «запасу конкурентоспособности» его продукции.
Подытоживая всё вышесказанное, дадим наше определение конкурентоспособности товара:
Конкурентоспособность товара – его относительная интегральная характеристика, существующая только в условиях конкуренции, определяющая степень его привлекательности для потребителя и превосходства, с точки зрения потребителя, над аналогичным товаром-конкурентом, привязанная к конкретному моменту времени, рынку, потребителю, выражающаяся через разницу между потребительской
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.