1. Понятие конкурентоспособности предприятия
Семантика понятия конкурентоспособность предприятия в настоящее время мало разработана. Это понятие гораздо сложнее, чем конкурентоспособность товара, и трактуется неоднозначно. Приведём некоторые определения этого понятия, содержащиеся в литературе.
Конкурентоспособность предприятия – это его сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами.
Конкурентоспособность предприятия представляет собой относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного предприятия от предприятия-конкурента, как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) конкретной производственной или личной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия – это его основополагающее качество в конкуренции, отражающее продуктивность использования им ресурсов.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие конкурентоспособности предприятия трактуется противоречиво и нуждается в конкретизации. Прежде всего, выделим следующие особенности этого понятия:
1. Конкурентоспособность предприятия - понятие относительное, то есть она будет иметь разный уровень по отношению к разным конкурентам.
2. Конкурентоспособность предприятия определяется продуктивностью использования им привлечённых в производственный процесс ресурсов.
3. Конкурентоспособность предприятия, в отличие от конкурентоспособности товара, оценивается не только потребителями его продукции, но и его партнёрами-поставщиками производственных факторов, государственными органами, общественными группами и т.д.
4. Конкурентоспособность предприятия – это динамичное качество, которое может как улучшаться (повышаться), так и ухудшаться (понижаться).
5. Конкурентоспособность предприятия определяет его положение на рынке.
6. Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от уровня конкурентоспособности его продукции, отрасли, страны.
На основании вышеприведённых качеств конкурентоспособности предприятия дадим определение этого понятия:
Конкурентоспособность предприятия – его относительная характеристика, проявляющаяся в условиях конкуренции как способность привлечь необходимые ресурсы и произвести из них конкурентоспособный товар, определяющаяся продуктивностью использования предприятием производственных ресурсов, определяющая его положение на рынке и зависящая от аналогичного свойства его отрасли и страны.
2. Определение уровня конкурентоспособности предприятия
Наиболее распространенный подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятия предлагает оценивать её уровень индексом конкурентоспособности товарной массы Iктм и индексом относительной эффективности производства в определённом интервале времени Iэфф. Индекс конкурентоспособности предприятия определяется по формуле:
, (1)
Для диверсифицированного предприятия индекс конкурентоспособности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.