Технология хранения, переработки и
стандартизация продукции растениеводства
1. Научные принципы хранения продукции растениеводства
Общее представление о хранении запасов продукции растениеводства по мере их продвижения к потребителю даёт следующая схема.
Схема продвижения продукции растениеводства
к потребителю в народном хозяйстве
|  | 
Лишь небольшая часть сельскохозяйственной продукции непосредственно от производителя поступает к индивидуальному потребителю. Бóльшая часть её (а некоторые виды сырья полностью), прежде чем пойти на нужды потребления, сохраняется, подрабатывается или перерабатывается в различных звеньях народного хозяйства.
Потери продуктов при хранении – следствие их физических и физиологических свойств. Различают два вида потерь продуктов при хранении: в массе и качестве. В большинстве случаев эти потери взаимосвязаны, т.е. потери в массе сопровождаются потерями в качестве, и наоборот. По природе потери могут быть физическими и биологическими. Для примера приведём схему возможных потерь зерна при хранении, т.к. она во многом типична и для других продуктов растениеводства.
Возможные виды потерь зерна и семян при хранении
| Биологические | ||
| Дыхание | ||
| Прорастание зерна | ||
| Развитие микроорганизмов | ||
| Развитие насекомых и клещей | ||
| Самосогревание | ||
| Потери в массе | Уничтожение грызунами | Потери в качестве | 
| Уничтожение птицами | ||
| Механические | ||
| (физические) | ||
| Травмы | ||
| Распыл | ||
| Просыпи | 
Только неправильной организацией хранения продукта можно объяснить потери в массе. При правильной организации хранения продукта исключается понижение его качества.
Задачи в области хранения продуктов:
1. Сохранять продукты и семенные фонды с минимальными потерями в массе без понижения их качества.
2. Повышать качество продуктов и семенных фондов в период хранения, применяя соответствующие технологические приёмы и режимы.
3. Организовывать хранение продуктов наиболее рентабельно, с наименьшими затратами труда и средств на единицу массы продукта, снижая издержки при хранении продуктов.
2. Понятие о систематике и классификации зерновых культур.
Строение зерна.
Возможность и целесообразность использования плодов и семян различных культур на те или иные цели определяются, прежде всего, особенностями их химического состава. Существенное значение имеют также анатомия и структура плода или семени.
Любой плод (например, зерновка) и семя одержит органические соединения (белки, углеводы, липиды, пигменты, витамины, ферменты), минеральные вещества и воду (см. таблицу).
Средний химический состав зерна и семян различных культур (%)
| Продукт | Вода | Белки | Жиры | Углеводы (общие) | Клет-чатка | Зола | 
| Пшеница мягкая озимая | 14,0 | 11,6 | 1,6 | 68,7 | 2,4 | 1,7 | 
| Пшеница мягкая яровая | 14,0 | 12,7 | 1,6 | 66,6 | 3,4 | 1,7 | 
| Пшеница твердая | 14,0 | 12,5 | 1,9 | 67,5 | 2,3 | 1,6 | 
| Рожь | 14,0 | 9,9 | 1,6 | 70,9 | 2,9 | 1,7 | 
| Ячмень | 14,0 | 11,5 | 2,0 | 65,8 | 4,3 | 2,4 | 
| Кукуруза | 14,0 | 10,3 | 4,9 | 67,3 | 2,1 | 1,2 | 
| Овес | 13,5 | 10,1 | 4,7 | 57,8 | 10,7 | 3.2 | 
| Рис | 14,0 | 7,3 | 2,0 | 63,1 | 9,0 | 4,6 | 
| Просо | 13,5 | 11,2 | 3,8 | 60,7 | 7,9 | 2,9 | 
| Сорго | 13,5 | 11,1 | 3,3 | 66,4 | 3,5 | 2,2 | 
| Гречиха | 14,0 | 11,6 | 2,3 | 59,5 | 10,8 | 1,8 | 
| Горох | 14,0 | 23,0 | 1,2 | 53,3 | 5,7 | 2,8 | 
| Фасоль | 14,0 | 22,3 | 1,7 | 54,5 | 3.9 | 3,6 | 
| Чечевица | 14,0 | 24,8 | 1,1 | 53,7 | 3,7 | 3,0 | 
| Соя | 12,0 | 34,9 | 17,3 | 26,5 | 4,3 | 5,0 | 
| Подсолнечник | 8,0 | 20,7 | 49,4 | 5,0 | 14,0 | 2,9 | 
| Рапс | 12,0 | 22,3 | 37,5 | 18,3 | 5,3 | 4,6 | 
Содержание тех или иных веществ в зерне и семенах каждой культуры варьируется даже в пределах одного сорта, в зависимости от условий выращивания (климата, почвы, агротехники и других причин). Однако при значительном колебании в содержании той или иной группы веществ сохраняются специфические особенности, свойственные семенам данного рода и вида. Например, зерно любого сорта пшеницы содержит вещества, образующие клейковину.
По химическому составу зерновки и семена можно разделить на три группы:
1. Богатые крахмалом.
2. Богатые белками.
3. Богатые жирами.
К первой группе относят зерно злаковых культур и семена гречихи. Они содержат в среднем в перерасчете на сухое вещество 70-80% углеводов, основную часть которых составляет крахмал, 10-16 % белков и 2-5 % жира.
Во вторую группу входят семена бобовых культур, содержащие 25-30% белков и 60-65 % углеводов при малом количестве жира (2-4 %). Устойчивое повышенное содержание белков в них резко отличает их от злаковых с большим количеством крахмала.
Третья группа объединяет масленичные культуры, в семенах и плодах которых много жира (масла). Они содержат в среднем 25-50 % жиров и 20-40 % белков. Семена и плоды, богатые жирами, встречаются у представителей различных семейств: бобовых (соя и арахис), крестоцветных, сложноцветных и др.
В практической деятельности принято деление зерна на мукомольное, крупяное, фуражное (кормовое) и техническое. Так, для получения хлебопекарной муки почти исключительно используются пшеница и рожь. Мука для макаронной промышленности вырабатывается главным образом из твердой пшеницы.
Ярко выраженными крупяными культурами являются гречиха, просо, рис, горох, фасоль и чечевица. Семена масличных относят к техническим. Более универсальное использование характерно для кукурузы, ячменя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.