предприятий, который часто использовался для передела собственности, были внесены изменения.
Однако важнейшие проблемы еще не решены. Почти 40% собственности в стране принадлежит неэффективным собственникам, их предприятия и организации не приносят прибыль и являются убыточными. Малый бизнес дает только 11% ВВП по сравнению с 70% в странах ЕС. И Хотя сейчас понижены налоги с доходов предприятий малого бизнеса, требуется реальная поддержка со стороны государства.
Вторая задача – создание равных условий конкуренции. В этом направлении динамичного развития нет. Реорганизация «РАО ЕЭС» и МПС все еще продолжается, «Газпром» остается монопольным монстром, как и, например, телефонная связь. Конечно, государство имеет полное право на протекционистские меры, в том числе и во внешнеэкономической сфере, но ряд неконкурентных отраслей искусственно поддерживается (в частности, автомобильная промышленность).
Третья задача – ликвидация административного гнета в отношении предпринимателей. Сокращено число лицензированных видов деятельности, проверок, (кроме проверок со стороны налоговых и правовых органов, которое не только не уменьшается, но и растет). К сожалению, не сокращается коррупция среди чиновников, о чем неоднократно говорил Президент.
Четвертая задача – облегчение налогового бремени и упрощение таможенной системы.
Разработка налоговой реформы поручена Министерству финансов. Пока не произошло облегчение налогового бремени. Доля государства, включая консолидированные бюджетные и внебюджетные государственные средства, в ВВП даже несколько повысилась, достигнув почти 40%. Минфин, по существу, борется со всеми налоговыми льготами, с помощью которых и стимулируется развитие, и, таким образом, налоговая система превращается в чисто фискальный инструмент. Например, ликвидирована самая главная инвестиционная льгота – по налогу на прибыль. К чему это привело? С одной стороны, сократилась показываемая в отчетах прибыль, следовательно, и налог с нее, а с другой стороны, произошел спад темпов инвестиций: в 2002 г. рост инвестиций составил 2,6% против примерно 8% в 2001 г. и 17,4% в 2000г. Отметим здесь положительные моменты. Министр финансов обещает ежегодно снижать долю государства в ВВП на 1%, в 2004 г. предложил снизить НДС (в дополнение к отмене налога на продажи), а потом, в 2005-2006 гг., возможно снизить и единый социальный налог, который является самым высоким в мире.
Произошло упорядочение таможенных пошлин. Госдумой принятии Таможенный кодекс РФ. К сожалению, таможенные пошлины часто носят фискальный характер (чего стоит, например, повышение таможенных пошлин на автомобили иностранных марок; это заставляет российских граждан покупать отечественные автомобили, но отечественная автомобильная промышленность по этой причине прогрессировать не будет).
Пятая задача относилась к реформированию финансовой и банковской систем. Здесь также наблюдались положительные тенденции, в частности переход к накопительным пенсиям дал стране так называемые «длинные» деньги. Однако еще не сформировался рынок капиталов, инвестиций, рынок акций.
Банковская система отстает от потребностей экономического роста. Банки имеют небольшие размеры собственного капитала и активов, и это не позволяет обслуживать кредитами растущее хозяйство страны. Высокой остается банковская процентная ставка, зародилась ипотека, уставные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.