определить плановые величины и подвести итоги хозяйственной деятельности, но и определить расходы на перевозки грузов и пассажиров в разных условиях. Например, для решения целого ряда задач необходимы показатели себестоимости по родам грузов, по категориям поездов, отдельным участкам и направлениям. Для выполнения технико-экономических расчётов себестоимость перевозок обычно определяется методом расходных ставок.
ТАБЛИЦА 4.1. |
|||||||||
Зависящие от объёма работы расходы, связанные с вагоно-км |
|||||||||
№ статьи |
Наименование статьи |
Всего |
В том числе |
Зависящие прямые для мест возникновения затрат |
Общие для мест возникновения затрат зависящие |
Всего |
|||
ФОТ |
отчисления на соц. нужды |
Всего |
В том числе |
||||||
ФОТ |
отчисления на соц. нужды |
||||||||
Доли зависящих от объёма работы расходов по статьям, включаемых в расходную ставку на вагоно-км |
|||||||||
2015 |
Техническое обслуживание вагонов на станциях |
132200 |
62500 |
23125 |
110793,8 |
46875 |
17343,75 |
12656,25 |
123450 |
1006 |
Проверка правильности погрузки и крепления грузов |
13150 |
7400 |
2682 |
3068 |
0 |
0 |
0 |
3068 |
6051 |
Техническое обслуживание и ремонт контейнеров |
600 |
320 |
85 |
499 |
240 |
64 |
65 |
564 |
итого |
127082 |
||||||||
Доли зависящих от объёма работы расходов по статьям, включаемых в расходную ставку на электровозо-км |
|||||||||
3101 |
Работа электровозов в грузовом движении |
8100 |
8100 |
8100 |
|||||
3102 |
Работа электровозов в хозяйственном движении |
190 |
190 |
190 |
|||||
6103 |
Капитальные виды ремонта электровозов, работающих в грузовом движении |
110050 |
1300 |
390 |
109628 |
975 |
293 |
263 |
109891 |
6102 |
Текущие виды ремонта электровозов, работающих в грузовом движении |
30800 |
17100 |
6450 |
28445 |
15390 |
5805 |
4155 |
32600 |
6101 |
Техническое обслуживание электровозов, работающих в грузовом движении |
17550 |
9000 |
3300 |
14475 |
6750 |
2475 |
1823 |
16298 |
итого |
167079 |
||||||||
Доли зависящих от объёма работы расходов по статьям, включаемых в расходную ставку на бригадо-час электровозных бригад |
|||||||||
3101 |
Работа электровозов в грузовом движении |
154200 |
117000 |
37200 |
99960 |
70200 |
29760 |
18954 |
118914 |
3102 |
Работа электровозов в хозяйственном движении |
6400 |
4650 |
1750 |
3840 |
2790 |
1050 |
753 |
4593 |
итого |
123507 |
||||||||
417667 |
2.2 Расчет себестоимости грузовых перевозок методом расходных ставок
Расчет себестоимости перевозок в конкретных условиях методом расходных ставок ведется в следующем порядке:
· определяются качественные показатели использования подвижного состава в конкретной перевозке и рассчитываются затраты измерителей работы подвижного состава на 1000 тонно-километров рассматриваемой перевозки;
· рассчитанные измерители умножаются на расходные ставки и определяются расходы по каждой группе. Суммированием всех групп расходов получают зависящие от объема перевозок расходы, к ним добавляют условно постоянные расходы
ТАБЛИЦА 4.2. |
ТАБЛИЦА 4.2. |
|||||
Расчёт величины измерителей на 1000 ткм (при электрической тяге) |
Расчёт величины измерителей на 1000 ткм (при тепловозной тяге) |
|||||
Измерители |
Формула расчёта |
Расчёт |
Измерители |
Формула расчёта |
Расчёт |
|
Вагоно-км |
35,78 |
Вагоно-км |
35,78 |
|||
Вагоно-часы |
3,37 |
Вагоно-часы |
3,37 |
|||
Локомотиво-км |
0,54 |
Локомотиво-км |
0,56 |
|||
Локомотиво-часы |
0,026 |
Локомотиво-часы |
0,032 |
|||
Бригадо-часы локомотивных бригад |
0,0192 |
Бригадо-часы локомотивных бригад |
0,0224 |
|||
Расход электроэнергии или топлива |
19,47 |
Расход электроэнергии или топлива |
8,67 |
|||
ТКМ брутто вагонов и локомотивов |
1868,6 |
ТКМ брутто вагонов и локомотивов |
1914,2 |
|||
Маневровые локомотиво-часы |
0,0089 |
Маневровые локомотиво-часы |
0,0089 |
|||
Грузовая отправка |
0,0381 |
Грузовая отправка |
0,0381 |
|||
Количество отправленных вагонов |
0,0154 |
Количество отправленных вагонов |
0,0133 |
ТАБЛИЦА 4.2. |
||
Расчёт величины измерителей на 1000 ткм (по роду груза) |
||
Измерители |
Формула расчёта |
Расчет |
Вагоно-км |
35,78 |
|
Вагоно-часы |
3,37 |
|
Локомотиво-км |
0,58 |
|
Локомотиво-часы |
0,033 |
|
Бригадо-часы локомотивных бригад |
0,0230 |
|
Расход электроэнергии или топлива |
8,67 |
|
ТКМ брутто вагонов и локомотивов |
1971,5 |
|
Маневровые локомотиво-часы |
0,0089 |
|
Грузовая отправка |
0,0381 |
|
Количество отправленных вагонов |
0,0133 |
Р - динамическая нагрузка гружёного вагона;
- коэффициент порожнего пробега;
SВ – среднесуточный пробег вагона;
qТ – масса тары вагона;
Q – масса поезда брутто;
SЛ – среднесуточный пробег локомотива км-сутки;
- коэффициент вспомогательного локомотива к пробегу во главе поездов;
- коэффициент вспомогательного линейного пробега во главе поездов;
Vуч – участковая скорость;
- коэффициент дополнительного времени работы локомотивных бригад;
рЛ – масса локомотива;
в – затраты маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км, час;
а – норма расхода электроэнергии (топлива) на 10000 ткм брутто, кВт-час (кг);
Ро – вес отправки;
dо – доля отправки в перевозках (0,35)
ТАБЛИЦА 4.3. |
ТАБЛИЦА 4.3. |
|||||||||
Схема расчёта расходов на грузовые перевозки методом расходных ставок (при электрической тяге) |
Схема расчёта расходов на грузовые перевозки методом расходных ставок (при тепловозной тяге) |
|||||||||
Измеритель |
Величина измерителя |
Расходная ставка |
Расходы |
Измеритель |
Величина измерителя |
Расходная ставка |
Расходы |
|||
Вагоно-км |
35,78 |
0,096 |
3,435 |
Вагоно-км |
35,78 |
0,096 |
3,435 |
|||
Вагоно-часы |
3,368 |
5,713 |
19,239 |
Вагоно-часы |
3,368 |
5,713 |
19,239 |
|||
Электровозо-км |
0,536 |
4,61 |
2,469 |
Электровозо-км |
0,559 |
4,61 |
2,577 |
|||
Электровозо-часы |
0,026 |
133,27 |
3,427 |
Электровозо-часы |
0,032 |
133,27 |
4,257 |
|||
Бригадо-часы локомотивных бригад |
0,0192 |
221,26 |
4,255 |
Бригадо-часы локомотивных бригад |
0,022 |
221,26 |
4,947 |
|||
Расход электроэнергии (топлива) |
19,47 |
1,58 |
30,763 |
Расход электроэнергии (топлива) |
8,673 |
1,58 |
13,703 |
|||
Тонно-км брутто вагонов и локомотивов |
1868,56 |
0,007 |
13,080 |
Тонно-км брутто вагонов и локомотивов |
1914,208 |
0,007 |
13,399 |
|||
Маневровые локомотиво-часы |
0,0089 |
759,37 |
6,792 |
Маневровые локомотиво-часы |
0,009 |
759,37 |
6,792 |
|||
Грузовая отправка |
0,038 |
215,06 |
8,183 |
Грузовая отправка |
0,038 |
215,06 |
8,183 |
|||
Отправленный вагон |
0,015 |
139,49 |
2,142 |
Отправленный вагон |
0,013 |
139,49 |
1,858 |
|||
Итого зависящих расходов |
93,784 |
Итого зависящих расходов |
78,390 |
|||||||
Условно-постоянные расходы |
|
150,0547 |
Условно-постоянные расходы |
|
125,4236 |
|||||
Всего расходов на 1000 км |
243,839 |
Всего расходов на 1000 км |
203,813 |
|||||||
Себестоимость перевозок на 10 ткм |
0,2438 |
Себестоимость перевозок на 10 ткм |
0,2038 |
ТАБЛИЦА 4.3. |
||||
Схема расчёта расходов на грузовые перевозки методом расходных ставок (при тепловозной тяге) |
||||
Измеритель |
Величина измерителя |
Расходная ставка |
Расходы |
|
Вагоно-км |
35,78 |
0,096 |
3,435 |
|
Вагоно-часы |
3,37 |
5,713 |
19,239 |
|
Электровозо-км |
0,58 |
4,61 |
2,654 |
|
Электровозо-часы |
0,033 |
133,27 |
4,384 |
|
Бригадо-часы локомотивных бригад |
0,0230 |
221,26 |
5,095 |
|
Расход электроэнергии (топлива) |
8,67 |
1,58 |
13,703 |
|
Тонно-км брутто вагонов и локомотивов |
1971,5 |
0,007 |
13,801 |
|
Маневровые локомотиво-часы |
0,0089 |
759,37 |
6,792 |
|
Грузовая отправка |
0,0381 |
215,06 |
8,183 |
|
Отправленный вагон |
0,0133 |
139,49 |
1,858 |
|
Итого зависящих расходов |
79,144 |
|||
Условно-постоянные расходы |
|
126,630 |
||
Всего расходов на 1000 км |
205,774 |
|||
Себестоимость перевозок на 10 ткм |
0,2058 |
2.3. Денежная оценка показателей эксплуатационной работы
Экономическая оценка показателей эксплуатационной работы позволяет производить расчёты экономии или потерь в различных производственных ситуациях. Обычно она осуществляется с помощью метода расходных ставок. На основе единичных расходных ставок определяется величина зависящих от объёма перевозок расходов по укрупнённым единицам: поездо-км, поезд-час, локомотиво-км одиночного следования, 1000 вагоно-км порожнего пробега, расходы на разгон-замедление. Оценка обычно производится по видам движения и тяги. В пассажирском движении расчёты выполняются для дальнего и пригородного сообщения.
Выполняя денежную оценку, всегда сначала следует подумать о том, какие калькуляционные измерители связаны с конкретным укрупнённым показателем эксплуатационной работы, а также затем принимать за расчёт. Следует иметь в виду, что для внутреннего использования на ж/дорогах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.