Психологические условия становления старшего школьного возраста (Отзыв на дипломную работу)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ОТЗЫВ

на дипломную работу Созиновой Алены Владимировны «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дипломная работа Созиновой Алены Владимировны посвящено изучению широкого спектра проблем, связанных со становлением старшего школьного возраста. Само определение проблематики представляется новым и нетрадиционным: автор фактически ставит вопрос о «становлении» возраста, т.е. настаивает на его ненатуральном, искусственном характере. Анализ литературы, к сожалению, преимущественно отечественной, приводит автора к необходимости поставить проблему самооношения в связи с возникновением временной перспективы, планов на будущее, по сути – будущего как такового  (ибо будущее и есть перспектива)

Автор выдвигает гипотезу о том, что «Основанием для представления перспективы в старшем школьном возрасте является самоотношение», конкретизируя эту мысль частными гипотезами:

1.  Позитивное самоотношение (задействующее рефлексивную способность) является основой представления о перспективе в виде плана.

2.  Негативное самоотношение (критичное и задействующее рефлексивную способность) не является основой представления о перспективе в виде плана в старшем школьном возрасте.

3.  Безусловное принятие себя (без рефлексии и самокритики) является основой представления о перспективе в виде мечты.

Остановимся на гипотезе подробнее: остается неясным следующее: что означает слово «основание» - что имеет в виду автор – условие? необходимое? необходимое и достаточное?

Кроме того есть и еще один тип самооношения, не перечисленный среди возможных – безусловное отвержение. Как оно влияет на перспективу.

Ряд вопросов можно продолжить. Они, однако, имеют своей целью не столько критику, сколько стремление обозначить позицию читателя. Автор очень внимательно и точно анализирует теоретические представления о подростковом и юношеском возрасте, а когда переходит к собственным размышлениям (а что такое гипотеза как не плод размышлений), словно бы забывает родной психологический язык, а, стало быть, забывает и читателя, для которого нет размышления, а есть текст.

Тем не менее гипотеза крайне эвристична – фактически речь идет о «точке», фокусе, центре, начале координат перспективы: если такое начало присутствует (если есть позитивное рефлексивное самоотношение), есть и перспектива; если же таковое начало отрицается (негативное), не задано, а дано (нерефлексивно), нет и самой перспективы.

Хотя не все частные гипотезы подтвердились, следует признать саму идею весьма интересной.

Работа содержит хорошо обоснованную программу экспериментального исследования (сама программа является, на мой взгляд, достижением автора). Проведено грамотное эмпирическое исследование. Понятно, что выборка невелика, а потому уверенно говорить о фундаментальности полученных фактов еще преждевременно. (Индивидуальный характер части методик отчасти объясняет малочисленность выборки).

Тем не менее получены интересные результаты. 

Оказывается, планы на будущее (в противоположность мечте) не столь «просто» обусловлены самоотношением (вспомним наш вопрос об «основании»). Оказывается в реальной жизни все сложнее, автор выявляет связи, но являются ли эти связи причинно-следственными – этот вопрос остается.

В заключение выскажу свое отношение к типу психологических исследований, к которому относится и данная. До конца ли мы (лично, а не профессионально) уверены, что простроенность программы на будущее, представленность субъекту шагов, приближающих его к цели в 15-16-летнем возрасте является условием действительно позитивным? Сколько есть примеров биографий действительно успешных, в которых были долгие годы поисков себя, не только поступательного движения «все выше и выше», но отступлений, долгих отсрочек на пути к успеху. Можно ли от молодого человека в 15-16 лет ожидать действительно программы (плана) будущего. Современный мир не торопит молодежь становиться старше и брать на себя ответственность, мы же неявно полагаем, что десятиклассник должен строить план достижения жизненного успеха. Может быть единственным качеством, действительно способствующим успеху,  является способность меняться и приобретать опыт?

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
1