Определение уровня адаптированности работников в коллективе. Анализ алгоритмов деятельности оператора при решении им производственных задач: Пособие по выполнению контрольной работы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

В процессе изучения дисциплины «Основы эргономики» студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, которая включает две задачи: «Определение уровня адаптированности работников в коллективе» и «Анализ алгоритмов деятельности оператора при решении им производственных задач». В первой задаче требуется обработать результаты опроса работников и их руководителей и определить уровень адаптированности работников методами психологии труда. Во второй задаче необходимо выполнить инженерно-психологический анализ отдельных алгоритмов деятельности человека-оператора при решении им производственных задач.

В данном пособии поставлена задача оказать методическую помощь студентам заочной формы обучения при выполнении контрольной работы. С этой целью в пособии приводятся методики решения задач определения уровня адаптированности работников в коллективе, анализа алгоритмов деятельности оператора при решении им производственных задач.

Для лучшего восприятия излагаемых вопросов в пособии даны примеры представления и оформления графического материала, приводятся примеры решения конкретных задач по единым исходным данным.

Варианты выполнения контрольной работы устанавливаются в специальных таблицах, приведенных в задании. Вариант определяется двумя последними цифрами шифра студента и начальной буквой его фамилии. Контрольная работа, выполненная студентом по варианту, не отвечающему его учебному шифру, зачету не подлежит.

З а д а ч а  №  1

Определение уровня адаптированности

работников в коллективе

Теоретическая часть. Групповая деятельность работников в СЧМ. На транспорте управление объектами часто осуществляется группами работников, деятельность которых связана с большими потоками информации. Группа – совокупность людей, объединенных в пространстве и времени, совместно решающих ту или иную задачу и имеющих непосредственные контакты.

Взаимодействие работников в группе может рассматриваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловом) и неформальном (межличностном). Деловое взаимодействие устанавливается должностными инструкциями. Эти отношения  могут  быть  непосредственными  через работников или с помощью технических средств.

По форме взаимодействия в группе могут быть:

– психомоторные – осуществление совместных управляющих действий;

– коммуникативные (управление машинами и технологическими процессами).

Эффективность работы групп зависит от интенсивности взаимодействия.

При проектировании коллективной деятельности необходимо учитывать особенности взаимоотношения в группе: 1) работники часто изолированы друг от друга; 2) взаимоотношения часто опосредованы (разделены) техническими устройствами: затрудняет общение, наблюдение; 3) возрастает роль вероятностного прогнозирования (в т. ч. прогнозировать действия своих партнеров); 4) результат решения зависит от способностей к совместному решению задач.

Эргономические принципы формирования групп работников:

1 Определение численности. Оптимальное  число  работников  должно определяться на основании общих трудозатрат на считывание и обработку  информации, осуществление управляющих воздействий, вспомогательных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
316 Kb
Скачали:
0