Программа учебного курса «Историческое исследование» в рамках лаборатории социальных наук.
Старшая школа. 68 учебных часов.
«История – вид повествования. Историк выстраивает интриги,
которые документы подтверждают или опровергают,
но никогда в себе не содержат».
Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика
Необходимость изменения практики школьного исторического образования связана с формированием новой историографической и методологической парадигмы , и как следствие - становлением нового взгляда на школьный предмет – историю.
На современном этапе история и историография понимается как гуманитарное научное знание, для которого не характерны и не приемлемы естественнонаучные методы. Общей методологической базой для сопоставления академической историографии и школьной истории становится интерпретация-версия как основная форма существования исторического знания.
Учебный курс по историческому исследованию представляет собой курс, который включает в себя две взаимосвязанные и взаимозависимые части.
Первая часть является своеобразной лабораторией для становления источниковедческих и историографических умений школьников. Она (первая часть) состоит из теоретических и практических заданий, целью которых является
1) знакомство школьников с особенностями исторического описания и исторического исследования
2) знакомство с основными видами исторических источников
3) знакомство с основными историческими школами и направлениями
4) представление школьникам этапов исторического исследования и схем источниковедческого и историографического анализа
Вторая часть – эта непосредственно собственная практическая работа учащихся по написанию собственного учебного исследования по истории. Она включает в себя как индивидуальные консультационные занятия с преподавателем, групповые консультации (все члены лаборатории), так и процедуры предзащиты собственного учебного исследования.
Цель курса:
1. Становление умений, связанных с пониманием и интерпретацией текстов, принадлежащих разным культурным и историческим эпохам.
2. Становление «гуманитарного», «понимающего» мышления, для которого характерна относительность, многопозиционность, контекстуальность
3. Подготовка (написание) и защита дипломной работы по истории
В ходе занятий в рамках курса «Историческое исследование» школьник находится в нескольких позициях
Позиция учащегося
Позиция исследователя
Позиция консультанта
Содержанием учебного курса «Историческое исследование» является совокупность учебного материала и заданий, на основе которых выращиваются следующие интеллектуальные умения школьников.
1. Чтение и понимание оригинальных текстов, которые после определенных мыслительных усилий становятся историческими источниками.
2. Преобразование текста исследовательскими операциями – анализ, расчленение на фрагменты, выделение важных элементов.
3. Столкновение разножанровых и разнопозиционных текстов, их анализ и интерпретация формирует способность проводить неочевидные и нетривиальные исторические и культурологические параллели, способность «порождать» метафоры.
Критерием успешно выполненной работы является написание и защита дипломной работы по истории.
Основные подходы к методам преподавания и организации занятий.
· Активное участие учащихся в работе над содержанием темы: работа с документами, структурированные дискуссии.
· На учебных занятиях акцент делается не на усвоение информации, а на освоение умений, необходимых для критического анализа исторических текстов, исторического исследования, становления коммуникативных умений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.