Программа учебного курса «Историческое исследование» в рамках лаборатории социальных наук

Страницы работы

Содержание работы

Программа учебного курса «Историческое исследование» в рамках лаборатории социальных наук.

Старшая школа. 68 учебных часов.

«История – вид повествования. Историк выстраивает интриги,

которые документы подтверждают или опровергают,

но никогда в себе не содержат».

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика

Необходимость изменения практики школьного исторического образования связана с формированием новой историографической и методологической парадигмы , и как следствие - становлением нового взгляда на школьный предмет – историю.

На современном этапе история и историография понимается как гуманитарное научное знание, для которого не характерны и не приемлемы естественнонаучные методы. Общей методологической базой для сопоставления академической историографии и школьной истории становится интерпретация-версия как основная  форма существования исторического знания.

            Учебный курс по историческому исследованию представляет собой курс, который включает в себя две взаимосвязанные и взаимозависимые части.

Первая часть является своеобразной лабораторией для становления источниковедческих и историографических умений школьников. Она (первая часть) состоит из теоретических и практических заданий, целью которых является

1)  знакомство школьников с особенностями исторического описания и исторического исследования

2)  знакомство с основными видами исторических источников

3)  знакомство с основными историческими школами и направлениями

4)  представление школьникам этапов исторического исследования и схем источниковедческого и историографического анализа

Вторая часть – эта непосредственно собственная практическая работа учащихся по написанию собственного учебного исследования по истории. Она включает в себя как индивидуальные консультационные занятия с преподавателем, групповые консультации (все члены лаборатории), так и процедуры предзащиты собственного учебного исследования.

Цель курса:

1.  Становление умений, связанных с пониманием и интерпретацией текстов, принадлежащих разным культурным и историческим эпохам.

2.  Становление «гуманитарного», «понимающего» мышления, для которого характерна относительность, многопозиционность, контекстуальность

3.  Подготовка (написание) и защита дипломной работы по истории

В ходе занятий в рамках курса «Историческое исследование» школьник находится в нескольких позициях

Позиция учащегося

Позиция исследователя

Позиция консультанта

Содержанием учебного курса «Историческое исследование» является совокупность учебного материала и заданий, на основе которых выращиваются следующие интеллектуальные умения школьников.

1.  Чтение и понимание оригинальных текстов, которые после определенных мыслительных усилий становятся историческими источниками.

2.  Преобразование текста исследовательскими операциями – анализ, расчленение на фрагменты, выделение  важных элементов.

3.  Столкновение разножанровых и разнопозиционных текстов, их анализ и интерпретация формирует способность проводить неочевидные и нетривиальные исторические и культурологические параллели, способность «порождать» метафоры.

Учебным материалом  в данном модуле являются оригинальные, авторские тексты.

Критерием успешно выполненной работы является написание и защита дипломной работы по истории.

Основные подходы к методам преподавания и организации занятий.

·  Активное участие учащихся в работе над содержанием темы: работа с документами, структурированные дискуссии.

·  На учебных занятиях акцент делается не на усвоение информации, а на освоение умений, необходимых для критического анализа исторических текстов, исторического исследования, становления коммуникативных умений.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0