· Теоретические понятия и схемы не формулируются учителем, а порождаются учениками в процессе работы. При этом каждый ученик может получать свое определение и понимание этих понятий и схем. Законченности и одинаковости не требуется, но общность должна быть достаточной для совместного обсуждения и действия.
· Занятия преимущественно строятся как разворачивание ответов на вопросы, поставленные учениками;
· Основными формами работы с документами являются: комментированное и аналитическое чтение, составление смысловых и тезисных планов, перекодировка текста, источниковедческий и историографический анализ, составление познавательных и творческих заданий.
· Особое значение имеет оценивание и контроль. Они являются важной составляющей частью коллективных обсуждений и дискуссий. Учащимися и учителями совместно вырабатываются критерии оценки. Активно используется самооценивание и оценивание по критериям.
Основные темы.
1. Особенности исторического познания Представление об исторических фактах и исторической критике. История – познание на основе следов прошлого. Нет фактов без вопросов. Вопросы и документы. Историчность исторических вопросов. Времена истории. Историческая реконструкция времени. Периодизация. Понятийный аппарат истории. Истории как понимание. Объяснение и понимание. История как вычленение интриги.
2. Историческое событие.
3. История пишется. Особенности исторического текста. Проблемы историописания. Позиционность как способ описание исторических событий. Объективность, истина и доказательство.
4. Основные методологические и историографические школы (марксистская, позитивистская, школа «Анналов», семиотическая)
5. Основные представления об историческом источнике. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Исторические условия возникновения источника (хронотопос историка). Проблема авторства. Обстоятельства создания источника. Функционирование произведения в культуре. Интерпретация источника. Анализ содержания.
6. Схема источниковедческого анализа (внешняя и внутренняя характеристика источников)
7. Классификация источников: Летописи, законодательные источники, акты, литературные произведения, статистика, публицистика, периодическая печать, источники личного происхождения (мемуары, автобиографии, дневники, письма), эссеистика
8. Что такое историческое «эссе»? Как написать хорошее эссе по истории?
9. Этапы исследования
10. Выбор темы исторического исследования.
11. Составление библиографии.
12. Выявление цели и задач собственного исследования.
13. Логика разворачивания материала. Аргументация.
14. Оформление исследовательской работы.
Тематическое планирование.
Основные темы |
Формы работы |
Основные тексты |
Количество часов |
1. Представление об исторических фактах и исторической критике. |
Работа с текстами |
Лотман Ю.М. «Клио на распутье» Бурдье П. «Организация исторического поля» Блок М. «Апология истории» Коллингвуд Р.Дж «Идея истории», «Автобиография» Февр Л. «Бои за историю» |
6 часов |
2. Историческое событие. |
Практическая работа Дискуссия |
Компьютерная презентация |
4 часа |
3. Проблемы историописания |
Лекция |
2 часа |
|
4. Основные методологические и историографические школы (марксистская, позитивистская, школа «Анналов», семиотическая) |
Лекция |
4 часа |
|
5. Основные представления об историческом источнике Схема источниковедческого анализа (внешняя и внутренняя характеристика источников) |
Составление схемы источниковедческого анализа |
Гуревич «Хронотопос историка» «Житие Александра Невского» |
2 |
6. Классификация источников |
Практическая работа |
Летопись, мемуары, статистика, публицистическая и научная статья и т.д. |
2 часа |
7. Что такое историческое «эссе»? |
Лекция с элементами практической работы |
Райнкинг Дж. Э., Харт Э., Роберт фон дер Остен «Композиция» (шестнадцать уроков для начинающих авторов) |
4 часа |
8. Этапы исследования |
Практическая работа |
Умберто Эко «Как написать дипломную работу» |
2 часа |
9. Выбор темы исторического исследования. |
Дискуссия |
Умберто Эко «Как написать дипломную работу» |
2 часа |
10. Составление библиографии. |
Практическая работа |
Умберто Эко «Как написать дипломную работу» |
2 часа |
11. Выявление цели и задач собственного исследования. |
Консультирование |
2 часа |
|
12. Логика разворачивания материала. Аргументация. |
Уэстон Энтони «Аргументация» (десять уроков для начинающих авторов» |
4 часа |
|
13. Оформление исследовательской работы |
2 часа |
||
14. Групповая и индивидуальная консультационная работа |
«Круглые столы» Структурированная дискуссия |
В зависимости от кол-ва уч-ся (9-10 ч.) |
|
15. Защита дипломных работ 11-классниками |
Презентация |
6 часов |
|
14. Групповая и индивидуальная консультационная работа |
«Круглые столы» Структурированная дискуссия |
В зависимости от кол-ва уч-ся (9-10 ч.) |
|
15. Предзащита дипломных работ 10-классниками |
Презентация |
6 часов |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.