Затем эти показатели дифференцируются по видам помощи: амбулаторно-поликлиническая по врачебным специальностям и больничная по профилям отделений; по возрастным группам населения (взрослые и дети), по месту проживания.
Разница в этих показателях по территориям, как показывает практика, может быть достаточно весомой. Так, в рамках Советского Союза, по данным статистики, обеспеченность детскими специалистами составляла до 30%.
На основе официально утвержденных в централизованном порядке нормативов потребности (в виде методических указаний или приказов Минздрава) и организационных форм работы, рационального распределения объемов помощи по этапам ее оказания планировалась сеть учреждений здравоохранения. Методической обеспечение планирования сети учреждений здравоохранения по централизованно разработанным показателям предусматривало учет медико-организационных и градостроительных факторов.
Финансирование медицинской помощи осуществлялось по смете расходов фактически развернутых учреждений в зависимости от их мощности: числа коек, посещений в смену и др. Такая система планирования и финансирования стимулировала с целью привлечения средств на здравоохранение увеличение числа лечебно-профилактических учреждений, коек и численности персонала в них.
Длительное функционирование системы жесткого государственного планирования и финансирования с объективной неизбежностью приводит к определенным отрицательным последствиям.
Например: разбалансирование сети учреждений, несоответствие ее развития потребностям населения в медицинской помощи, неполной занятости коечного фонда, нерациональной нагрузке врачей-специалистов в различных медицинских учреждениях.
В условиях смешанной системы финансирования учреждений здравоохранения встает проблема поиска новых форм планирования деятельности учреждений по оказанию медицинской помощи.
Первое направление – планирование оказания отдельных услуг в расчете на одного жителя.
Второе направление – оказание комплекса услуг.
Третье направление - оказание общего объема медицинских услуг.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛПУ В
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Функционирование экономики на рыночных принципах коренным образом изменяет требования к оценке эффективности и результативности не только производственных субъектов, но и в социальной сфере. Учреждения здравоохранения получают реальную возможность использовать не только средства государственного бюджета для организации своей деятельности. Введение новых источников финансирования требует совершенно новых подходов к организации деятельности вообще и планированию в частности. Принципиальное отличие планирования в условиях смешанного финансирования обусловлено тем, что единичные и комплексные услуги в расчете на одного жителя никогда не были в центре внимания планирования сети медицинских учреждений.
Действие системы обязательного медицинского страхования приводит к формированию новой структуры финансовых потоков в здравоохранении. В условиях смешанного финансирования основными источниками являются
Бюджет, т.е. часть средств поступает в государственный бюджет, через уплачиваемые налоги, как физическими лицами, так и производственными единицами.
Работодатели – именно они являются основным источником обязательного медицинского страхования и формирования нового потока финансирования учреждений здравоохранения.
Введение обязательного медицинского страхования с объективной неизбежностью приводит к тому, что планирование деятельности учреждений здравоохранения осуществляется по двум направлениям.
Первое – получение средств из бюджета на оказание медицинской помощи, не имеющим страховки, в данном случае – обязательной. Не имеют обязательной страховки дети. В условиях перехода к введению обязательного медицинского страхования на территории бывшего Советского Союза – это и население пенсионного возраста, причем как по возрасту, так и по инвалидности. Плату за оказание медицинской помощи данной категории населения должен взять на себя бюджет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.