1. Учебно-воспитательная работа по предмету.
В ходе прохождения педагогической практики я посетил 9 уроков у учителя-предметника. Основными типами уроков учителя предметника были: комбинированный, закрепление изученного материала и изучения нового материала. Работу учителя-предметника я оцениваю как на среднем уровне эффективности: слабый контакт с учащимися, слабое использование наглядных пособий, структура уроков четко не налажена, малое использование дополнительной литературы и др. Уроки по предметам я проводил в 10-в, 10-г классах. Все эти классы отличались хорошей дисциплиной, что благоприятно отразилась на моей практике. По успеваемости немного отставал 10-г класс. За весь период практики мной проведено 20 уроков. Основными типами уроков являлись: комбинированный, урок проверки и оценки знаний. Проведено 4 зачетные урока по темам “Ресурсные циклы, их оптимизация”, “Природно-хозяйственные районы”, “Природно-хозяйственные системы”, “ТПК” оцененные на отлично. Я положительно отношусь к тому, что студентов для прохождения практики прикрепляли к параллельным классам. Я также работал в параллельных классах (10-в, 10-г). Это было весьма эффективным, потому что ошибки и недочеты, допущенные при проведении уроков в одной параллели, всегда можно было исправить в другой. В процессе проведения учебных занятий мною были усовершенствованы следующие профессионально-педагогические умения и навыки: умение работать с учебником, картой и другими наглядными пособиями; умение активизировать внимание учеников на изучение предмета; навык по ведению школьной документации и др. У других студентов практикантов я посетил в общей сложности 29 уроков. Уроки посещались с разнообразными целями. Проведенные практикантами уроки анализировались в форме беседы с учителем географии. В период практики проводилась следующая внеклассная работа по предмету: игра “Брейн ринг”, конкурс на выявления лучшего географа в классе. Я не встретил особых трудностей в учебной работе с учащимися. Беспокойство в некоторой степени вызывала только дисциплина, но ее удавалось поддерживать. Я считаю, что был достаточно подготовлен к практике по своему предмету, в меньшей степени присутствовали умение психолога, достаточные знания педагогики и методики преподавания географии.
2. Воспитательная работа по классному руководству.
Практику по классному руководству я проходил в прикрепленном 10-в классе. Класс отличается достаточно сдержанным и спокойным поведением, разобщенностью на отдельные группировки и средним уровнем активности во время проведения внеклассных мероприятий. Планом классного руководителя предусматривалась различная работа с классом. Для своего проведения я выбрал следующие мероприятия: беседу “Умеем ли мы общаться”, беседу “Тренинг от дурного влияния”, информационный час “Пресса: анфас и профиль” и др. Ведущими воспитательными задачами в процессе практики были: дальнейшее совершенствование дисциплины, проведение работы по сплочению коллектива, повышение уровня активности учащихся как во внеклассных мероприятиях, так и на урочных занятиях. Основными видами проведенной внеклассной работы были, как отмечалось выше: классный и информационный часы, диагностическая беседа. Из всех поставленных задач, ни одна не была полностью достигнута, так как практика продолжалось короткое время. Определенные положительные сдвиги наблюдались в улучшении дисциплины и в сплочении коллектива (по результатам наблюдения ученики, которые ранее вообще не общались между собой, стали проявлять друг к другу интерес). В качестве зачетных мероприятий были проведены классный и информационный часы. Они были оценены на отлично. В ходе воспитательной работы основную трудность представляло знакомство с классом, его особенностями. Недочетом я считаю то, что выбранные типы мероприятий не совсем соответствовали тем, которые на самом деле нужно было проводить. Все это я связываю с тем, что практика проходится только второй раз и у меня еще не сформировались навыки проведения работы по классному руководству.
3. Психолого-педагогическое изучение учащегося
С целью психолого-педагогического изучения класса проводилась различная работа и использовались следующие методы: наблюдение во время перемен, учебных занятий; беседа с учениками, классным, учителями-предметниками; изучение школьного журнала и дневника; социометрия. По итогам проведенной работы была составлена психолого-педагогическая характеристика. На основании обобщения фактов было заключено, что изучаемый класс (10-в) обладает слабой сплоченностью, спокойной дисциплиной, имеет четко выраженный актив, целеустремленный, не конфликтный. Основными рекомендациями были: проведение различных видов мероприятий с целью развития командного духа, установления более хорошего отношения к школе. Основной же вывод, что класс - это типичный новый коллектив со всеми типичными недостатками, и что при правильном проведении воспитательной работы, как со стороны классного руководителя, так и со стороны всех остальных учителей, он может значительно повысить уровень своей сплоченности, сделать значительный прогресс в развитии межличностных отношений.
4. Общие выводы и предложения
Я очень доволен прохождением практики в данной школе. Практика имела высокую степень качества и эффективности. Благодаря этим показателя была достигнута значительная степень овладения педагогической умелостью в целом. Особые успехи следует отметить в умении работать с учебником и картой, а также в правильной постановке организационных моментов. Кроме того, эта практика явилась наглядным примером тому, что университет на высоком уровне готовит специалистов для учительской деятельности. Пожеланием является то, что нужно увеличить объем и качество консультаций по основным правилам прохождения практики с целью ликвидации некоторого непонимания студентами этих правил. С целью же увеличения эффективности практики, следует в несколько раз уменьшить объем письменной отчетной документации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.