Повышение познавательного интереса в учащихся при изучении физики

Страницы работы

Содержание работы

ГЛАВА 3.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическую часть я хочу начать с китайской мудрости «Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь!» Лист с таким замечательным высказыванием висит  в лаборатории школы-гимназии «Универс», где я проходила практику и проводила исследования по дипломной работе. Это высказывание в какой-то мере раскрывает сущность проводимой мной работы.

Проводя в прошлом году уроки, я заметила, что у детей нет заинтересованности к изучению физики. Для них физика представляется трудной и неинтересной, а формулы и определения порой совсем непонятны. В этом году я задумалась над тем, что же можно сделать, чтобы повысить интерес к изучению физики у школьников. Я рассматривала  несколько способов повышения интереса: это и внеклассные занятия и игры на уроках. Все это повышает интерес, но хотелось чего-то нового, хотя бы для себя и учеников. Изучив методическую литературу по организации  уроков и внеклассных занятий, я натолкнулась на занимательные опыты. Такие  опыты мне показались очень интересными и я решила их использовать. Методика проведения опытов может варьироваться. И включение таких опытов и исследований в домашние задание играет большую роль в развитии у учеников навыков самостоятельной творческой деятельности.

Моя работа началась с поиска большого количества опытов в разных источниках. Книга Я.И. Перельмана «Занимательная физика» стала для меня настоящим сокровищем. И вот, когда в моем расположении было достаточное количество опытов, я могла смело приступать к реализации своего проекта.

Дальше, имея в наличии опыты, я их систематизировала в соответствии с курсом восьмого класса. Я рассматривала четыре раздела: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления». Изучив и проделав предварительно опыты, я соотнесла их с  изучаемыми темами в этих разделах. Методический сборник опытов находится в приложении моей дипломной работы.

Когда я сама проделывала опыты дома, перед тем как представить их ученикам, у меня самой появлялся интерес и удивление. Описывая увиденные явления,  я анализировала и отмечала, что ожидаемый результат не всегда соответствует полученному экспериментально.

Прежде чем приступить к реализации моего проекта я изучила мотивацию  и познавательный интерес у учащихся. Как я уже отмечала во второй главе, познавательный интерес и мотивация тесно связаны друг с другом.  Я изучала литературу по данной проблеме. Авторы по-разному смотрят на проблему сформированности мотивации и познавательного интереса.  В своей работе я опиралась на утверждения таких авторов, как Маркова А.К. и Щукина Г.И.   Познавательный интерес является одним из главных мотивов к изучению физики.

Для выявления уровня сформированности  познавательного интереса и мотивации, я изучила документацию, провела анкетирование. Проанализировав ответы на анкету и свои наблюдения, я пришла к выводу, что из 24-х человек в классе:

Пять учеников  имели отрицательное отношение к изучению физики. Преобладали мотивы избегания неприятностей, наказания. Отсутствовал интерес к процессу и содержанию учения. Свои неудачи ребята объясняли внешними причинами. На уроках они отвлекались, не могли возобновить работу после отвлечения. Деятельность прекращалась после затруднений и ошибок. Наблюдались отрицательные эмоции страха, неудовлетворения. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха (выученная беспомощность). Объем знаний очень узок. Неумение выполнять несколько действий в определенной последовательности, преобладала низкая самооценка. Такие учащиеся были полностью «закрыты» для помощи другого человека.

 У пяти человек преобладало нейтральное (пассивное) отношение к учению, познавательный интерес не отсутствовал, но находился на не высоком уровне, у детей проявлялись эмоциональные реакции на занимательные опыты, интересные истории, но интерес быстро угасал. Ученики не ставили перед собой определенных целей, уходили от трудностей, не возвращались к нерешенным задачам. Часто наблюдались  отрицательные эмоции (скуки, неуверенности). Задания выполнялись по образцу, наблюдалась пассивность в новых ситуациях.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Практика
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0