ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическую часть я хочу начать с китайской мудрости «Скажи и я забуду, покажи и я запомню, дай действовать и я научусь!» Лист с таким замечательным высказыванием висит в лаборатории школы-гимназии «Универс», где я проходила практику и проводила исследования по дипломной работе. Это высказывание в какой-то мере раскрывает сущность проводимой мной работы.
Проводя в прошлом году уроки, я заметила, что у детей нет заинтересованности к изучению физики. Для них физика представляется трудной и неинтересной, а формулы и определения порой совсем непонятны. В этом году я задумалась над тем, что же можно сделать, чтобы повысить интерес к изучению физики у школьников. Я рассматривала несколько способов повышения интереса: это и внеклассные занятия и игры на уроках. Все это повышает интерес, но хотелось чего-то нового, хотя бы для себя и учеников. Изучив методическую литературу по организации уроков и внеклассных занятий, я натолкнулась на занимательные опыты. Такие опыты мне показались очень интересными и я решила их использовать. Методика проведения опытов может варьироваться. И включение таких опытов и исследований в домашние задание играет большую роль в развитии у учеников навыков самостоятельной творческой деятельности.
Моя работа началась с поиска большого количества опытов в разных источниках. Книга Я.И. Перельмана «Занимательная физика» стала для меня настоящим сокровищем. И вот, когда в моем расположении было достаточное количество опытов, я могла смело приступать к реализации своего проекта.
Дальше, имея в наличии опыты, я их систематизировала в соответствии с курсом восьмого класса. Я рассматривала четыре раздела: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления». Изучив и проделав предварительно опыты, я соотнесла их с изучаемыми темами в этих разделах. Методический сборник опытов находится в приложении моей дипломной работы.
Когда я сама проделывала опыты дома, перед тем как представить их ученикам, у меня самой появлялся интерес и удивление. Описывая увиденные явления, я анализировала и отмечала, что ожидаемый результат не всегда соответствует полученному экспериментально.
Прежде чем приступить к реализации моего проекта я изучила мотивацию и познавательный интерес у учащихся. Как я уже отмечала во второй главе, познавательный интерес и мотивация тесно связаны друг с другом. Я изучала литературу по данной проблеме. Авторы по-разному смотрят на проблему сформированности мотивации и познавательного интереса. В своей работе я опиралась на утверждения таких авторов, как Маркова А.К. и Щукина Г.И. Познавательный интерес является одним из главных мотивов к изучению физики.
Для выявления уровня сформированности познавательного интереса и мотивации, я изучила документацию, провела анкетирование. Проанализировав ответы на анкету и свои наблюдения, я пришла к выводу, что из 24-х человек в классе:
Пять учеников имели отрицательное отношение к изучению физики. Преобладали мотивы избегания неприятностей, наказания. Отсутствовал интерес к процессу и содержанию учения. Свои неудачи ребята объясняли внешними причинами. На уроках они отвлекались, не могли возобновить работу после отвлечения. Деятельность прекращалась после затруднений и ошибок. Наблюдались отрицательные эмоции страха, неудовлетворения. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха (выученная беспомощность). Объем знаний очень узок. Неумение выполнять несколько действий в определенной последовательности, преобладала низкая самооценка. Такие учащиеся были полностью «закрыты» для помощи другого человека.
У пяти человек преобладало нейтральное (пассивное) отношение к учению, познавательный интерес не отсутствовал, но находился на не высоком уровне, у детей проявлялись эмоциональные реакции на занимательные опыты, интересные истории, но интерес быстро угасал. Ученики не ставили перед собой определенных целей, уходили от трудностей, не возвращались к нерешенным задачам. Часто наблюдались отрицательные эмоции (скуки, неуверенности). Задания выполнялись по образцу, наблюдалась пассивность в новых ситуациях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.