Повышение познавательного интереса в учащихся при изучении физики, страница 2

 У тринадцати учащихся наблюдалось положительное (аморфное, ситуативное) отношение к учению. Учащиеся проявляли любопытство. Интерес обнаруживался в том, что у детей переодически возникали положительные эмоции, реакции на новизну материала. Если происходило увеличение материала, способного вызвать эмоциональные реакции, частота таких реакций увеличивалась. Ученики задавали вопросы, но интерес еще неустойчив. У таких учащихся проявлялся познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя.

По результатам второй четверти оценки показали, что три человека в классе имели пятерки, восемь – имели четверки, а тринадцать – тройки.

Вот такая картина мотивации была в классе перед тем, как я применила такой способ повышения мотивации, как домашние опыты.

Свою работу с детьми я начала с новой темы: «Электромагнитные явления. На первом уроке я объясняла свойства магнитных полюсов и в конце урока продемонстрировала ученикам опыт без каких-либо объяснений. Этим я вызывала заинтересованность у детей к самому опыту и наблюдаемым явлениям. Мне хотелось, чтобы у учащихся возник вопрос: «почему?».  Когда я демонстрировала опыт, я заметила оживление в классе, ученики реагировали на новизну метода преподавания, на простоту опыта. Идею опыта я позаимствовала у Билимовича Б.Ф., но мне  пришлось внести в него свои изменения, и здесь я проявила уже свои творческие способности. Задание на дом   включало в себя не только чтение параграфа, но и изготовление этого нехитрого прибора, который состоял из нескольких иголок, ниток и кольца. Сделав опыт, ребята сами отвечали на свой вопрос, который возник у них в классе.  На следующий урок намечалась демонстрация опытов учащихся. Конечно, не все выполнили опыты дома, но были ребята, которые заинтересовались и приготовили свои приборы. На уроке, когда они показывали опыты и объясняли, было оживленно. У каждого были   свои объяснения наблюдаемым им явления. Все наблюдения  обсуждались, и ребята делали вывод. Такой эмоциональностью они заразили и других ребят. На следующем уроке, после опыта, я предложила ребятам распечатку подборки опытов. Заинтересовавшиеся ребята взялись с охотой выполнять опыты. На данном этапе встал вопрос об оценивании работы, хоть выполнение опытов процесс интересный, но для многих оценка представляет тоже интерес. Я предложила ученикам балльную  систему оценок. За каждый опыт начисляется определенный балл, баллы суммируются, и под конец работы выставляется оценка.

Работа шла полным ходом, и предстоящая самостоятельная работа должна была показать результат примененного мною способа. Результаты самостоятельной работы показали, что тему усвоили большее количество учащихся и, что самое главное в решении они опирались на свои наблюдения, которые проводили, когда занимались опытами. Учащиеся обменивались наблюдениями, давали советы друг другу. На протяжении всей работы, в классе появился всеобщий интерес.

Подводя  итоги работы, я снова повторила анкетирование и сравнила уровень знаний по оценкам третьей четверти с оценками второй. В результате вышло, что:

В группе с отрицательным отношением уровень познавательного интереса и мотивации из пяти учащихся  удалось изменить у трех человек.

В группе с нейтральным отношением уровень познавательного интереса   удалось изменить у двух человек.

В положительной группе наблюдается повышение познавательного интереса и мотивации. В классе наблюдается повышенная эмоциональность, учащиеся удовлетворены результатами своих исследований. Материал усваивается  лучше.

По результатам третьей четверти оценки показали, что за время проведения работы до пятерки повысили свои результаты три человека. Троек в классе стало на три меньше.

оценки

2 четверть

3 четверть

Разница

«5»

3 человека

6 человек

3

«4»

8 человек

8 человек

0

«3»

13 человек

10 человек

3