неблагоприятным преморбидным фоном (рахит, анемия, гипотрофия, аномалии конституции);
· оказать адекватную помощь при появлении постпрививочных реакций; выявить поствакцинальные осложнения;
· дать совет по уходу, организации правильного вскармливания;
· составить план подготовки детей к поступлению в ДДУ и школы.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
(базисные знания).
1. Анатомо-физиологические особенности детского организма.
2. Организация лечебно-профилактической помощи детям.
3. Механизмы формирования иммунитета.
4. Современный календарь профилактических прививок.
Литература
1. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. Ю.П.Лисицына. - М.: Медицина, 1987. - 464с.
2. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. Под ред. Т.Я.Черток, Г. Нибш. - М.: Медицина, 1987. - 256с.
3. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.: Медицина, 1989. - 316с.
IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:
1. Основная:
1.1. Поликлиническая педиатрия: учеб. пособие для студ. мед. вузов /Е.П. Сушко [и др.]. – Мн., 2000. – 301с.
1.1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2т. / Н.П. Шабалов [и др.]; – СПб.: Питер, 2007. – 2т.
1.3. Козловский, А.А. Педиатрия: учебное пособие / А.А. Козловский. – Мн.: Тесей, 2010. – 200с.
2. Дополнительная:
2.1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А. Баранова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гэотар-Медиа, 2009. – 1008с.
2.2. Диагностика детских болезней: Справочник / Под ред М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – 576с.
2.3. Диагностика и лечение детских заболеваний: новейший справочник / под ред. Ю.В. Белоусова, А.Н. Зосимова, М.А. Гергиянц, Л.В. Ходак. – М.: ЭКСМО, 2004. – 730с.
2.4. Практические навыки педиатра: практическое пособие / Чичко М.В., Астапов А.А., Волкова О.Н. [и др.]; под ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный Дом, 2005. – 848с.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Какой принцип положен в основу медицинского обслуживания детского населения?
2. Какие Вы знаете категории поликлиник?
3. Перечислите функциональные подразделения детской поликлиники.
4. Что такое иммунитет и какие виды иммунитета Вы знаете?
5. Что такое вакцина и что такое сыворотка?
6. Перечислите, против каких инфекций проводится плановая иммунизация.
7. Какие Вы знаете вакцинные препараты, применяемые для плановой иммунизации?
8. Перечислите необходимые медицинские документы для оформления ребенка в ДДУ, школу.
б) по данной теме:
1. Структура и организация работы детской поликлиники. Показатели работы участковой службы.
2. Документация Министерства здравоохранения Республики Беларусь по организации медицинской помощи в амбулаторных условиях.
3. Оформление е документов на ребенка, поступающего в детский сад, школу.
4. Кабинет здорового ребенка. Дородовый патронаж. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.
5. Определение группы здоровья. Группы риска. Диспансеризация больных детей.
6. Календарь профилактических прививок. Организация работы прививочного кабинета.
7. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок. Поствакцинальные реакции и осложнения.
Темы УИРС:
1. Иммунологические основы вакцинации детей.
2. Поствакцинальные осложнения.
3. Роль закаливания в воспитании здоpового pебенка.
Дидактические средства для организации
самостоятельной работы студентов
1. История развития ребенка.
2. Прививочная карта.
3. Фонендоскопы, тонометр.
4. Весы, ростомер.
5. Банк заданий для самостоятельной pаботы студентов.
VI. Графическая структура темы занятия
1. Основные направления деятельности детской поликлиники:
- профилактическая работа;
- лечебно-диагностическая работа;
- санитарное просвещение;
- организационно-методическая работа.
2. Структура детской поликлиники:
- фильтр с отдельным входом, изоляторы с боксами;
- регистратура;
- кабинет доврачебного приема;
- кабинеты педиатров и врачей узких специальностей;
- кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка);
- лечебно-диагностические кабинеты (процедурный, прививочный, рентгеновский, физиотерапевтические, лечебной физкультуры, массажа и др.);
- лаборатория;
- отделение восстановительного лечения;
- административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках);
- гардероб, раздаточный пункт молочной кухни, кабинет социально-правовой помощи, кабинет медицинской статистики и другие вспомогательные помещения ( холлы для ожидания, аптечный киоск).
3. Схема диспансерного наблюдения детей раннего возраста.
|
Новорожденные |
годы жизни |
|||
1 |
2 |
3 |
||
Педиатр |
В первые 3 дня после выписки из роддома и в 20 дней на дому |
1 раз в месяц |
1 раз в квартал |
1 раз в полугодие |
Ортопед |
раз в первые 3 мес |
|||
Отоларинголог |
В течение года |
В течение года |
||
Офтальмолог |
В течение года |
В течение года |
||
Невропотолог |
В течение года |
|||
Стоматолог |
В течение года |
В течение года |
||
Ан. крови общ. |
2 раза в год |
По показаниям |
1 раз в год |
|
Ан. мочи общ. |
2 раза в год |
По показаниям |
1 раз в год |
|
Ан. кала на я/г |
1 раз в год |
1 раз в год |
4.
5.Группы здоровья периода новорожденности
|
|
8.
|
9. Календарь прививок
Сроки |
Наименование вакцины |
1 день (24 часа) |
ВГВ-1 |
3-4 день |
БЦЖ (БЦЖ-М) |
1 месяц |
ВГВ-2 |
3 месяца |
АКДС-1, ИПВ-1 (ОПВ-1) |
4 месяца |
АКДС-2, ОПВ-2 |
5 месяцев |
АКДС-3, ОПВ-3, ВГВ-3 |
12 месяцев |
Тривакцина (или ЖКВ, ЖПВ, вакцина против краснухи) |
18 месяцев |
АКДС-4, ОПВ-4 |
24 месяца |
ОПВ-5 |
6 лет |
АДС, тривакцина (или ЖВК, ЖПВ, вакцина против желтухи) |
7 лет |
ОПВ-6, БЦЖ (БЦЖ-М) |
11 лет |
АД-М |
13 лет |
ВГВ |
16 лет |
АДС-М, (АД-М, АС) |
ВГВ - вакцина против гепатита В
БЦЖ - вакцина туберкулезная
БЦЖ-М - вакцина туберкулезная с уменьшенным содержанием антигена
АКДС - адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина
АДС - адсорбированный дефтерийно-столбнячный знатоксин
АДС-М - адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов
АД-М - адсорбированный дифтерийный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов
ОПВ - оральная полиомиелитная вакцина.
ИПВ - инактивированная полиомиелитная вакцина
ЖКВ - живая коревая вакцина
ЖПВ - живая паротитная вакцина
Тривакцина - комплексная вакцина против кори, краснухи, эпидпаротита
VIII. Самостоятельная работа студентов.
Задание № 1. Составить план прививок ребенку 1-ого года жизни.
Задание № 2. Составьте индивидуальный план прививок ребенку первой группы здоровья. Дата рождения 17 мая 2006 года.
Задание № 3. Рассчитать показатели работы участкового педиатра ("индекс здоровья", систематичность наблюдения врачом детей первого года жизни, частота грудного вскармливания и др.).
Задание № 4. Составить меню-раскладку ребенку первого года жизни. Провести коррекцию питания.
Задание № 5 . Оцените готовность ребенка к поступлению в ДДУ по амбулаторной карте.
Задание № 6. По амбулаторной карте определите степень готовности к школьному обучению ребенка 6 лет.
IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
Задача № 1. Мальчику 2 года 3 месяца, обратились к участковому педиатру по поводу оформления в ДДУ. При осмотре жалоб нет. Состояние ребенка удовлетворительное, поведение активное. Кожные покровы чистые, зев – без особенностей, язык влажный, не обложен. В легких везикулярное дыхание, ЧД 24 в минуту, перкуторно – легочной звук. Границы относительной сердечной тупости в пределах возрастной норма. Тоны сердца ритмичные, звучные. ЧСС – 108 в 1 минуту. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации. Физиологические отправления не нарушены. До 1 года (включительно) привит по календарю, реакций на введение вакцин не было. 1 месяц назад перенес острый бронхит. Масса тела 15 кг, длина тела – 89 см.
Вопросы:
1. Перечень обследования для оформления ребенка в ДДУ.
2. Оценить физическое развитие.
3. Соблюдены ли сроки вакцинации ребенка по возрасту?
Задача № 2. У ребенка 6 лет после вакцинации в поликлинике отмечалось однократное повышение температуры до 380С. Беспокойный, жалуется на чувство жжения, зуд в области ягодицы. При осмотре: состояние средней степени тяжести, температура тела 37,50С, кожные покровы чистые, на ягодице в месте введения вакцины гиперемия кожи, инфильтрат диаметром
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.