ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научить студентов диагностике и лечению больных желчнокаменной болезнью (ЖКБ) и постхолецистэктомическим синдромом (ПХЭС).
ЗАДАЧИ:
1. Изучить основы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики ЖКБ и ПХЭС.
2. Изучить критерии и оформление диагноза ЖКБ и ПХЭС.
3. Научить терапии ЖКБ и ПХЭС.
Студент должен знать:
1. Анатомию и физиологию печени и желчевыводящих путей.
2. Этиологические факторы и патогенетические механизмы развития ЖКБ и ПХЭС.
3. Клинические проявления, дифференциально-диагностические признаки ЖКБ и ПХЭС.
4. Лабораторные и инструментальные методы исследования печени и желчевыводящих путей.
5. Принципы лечения ЖКБ и ПХЭС.
Студент должен уметь:
1. Ставить и формулировать диагноз ЖКБ и ПХЭС.
2. Интерпретировать данные объективного, лабораторного и инструментальных методов исследования, выделяя при этом ведущие синдромы; проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями печени.
3. Назначить план обследования больного с ЖКБ и ПХЭС.
4. Назначить лечение больному с ЖКБ и ПХЭС.
Практические навыки:
1. Сбор анамнеза больного (жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни).
2. Физикальное обследование больного по органам и системам.
3. Интерпретация данных УЗИ органов брюшной полости, холецистографии.
4. Интерпретация данных лабораторных исследований.
5. Составление программы обследования больных с ЖКБ и ПХЭС.
6. Назначение лечения больному с ЖКБ и ПХЭС, выписка рецептов.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Желчнокаменная болезнь. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Осложнения.
2. Желчнокаменная болезнь. Лечение: консервативное и оперативное. Прогноз. Профилактика.
3. Желчная колика. Проявления. Диагностика. Купирование приступа.
4. Постхолецистэктомический синдром. Патогенез. Клинические формы. Диагностика. Лечение.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
1. Истории болезней больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.
2. Таблицы.
3. Ситуационные задачи, тестовый контроль.
4. Заключения УЗИ органов брюшной полости, холецистохолангиограммы.
5. Результаты лабораторных анализов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Каковы этиологические факторы ЖКБ?
2. Играют ли роль в развитии ЖКБ следующие факторы: пол, возраст, характер питания, нарушения обмена?
3. Охарактеризуйте основные патогенетические механизмы камнеобразования в желчном пузыре.
4. Какие виды желчных камней Вы знаете?
5. Какие синдромы можно выделить в клинике ЖКБ?
6. Опишите проявления желчной колики.
7. На каких критериях основана диагностика ЖКБ?
8. Какие виды холецистографии вы знаете?
9. Какова диагностическая значимость УЗИ при ЖКБ.
10.Охарактеризуйте осложнения ЖКБ.
11.Перечислите показания и противопоказания к оперативному лечению ЖКБ.
12.Какие препараты используются для купирования приступа желчной колики?
13.Существует ли возможность консервативного лечения ЖКБ?
14.Какие препараты используются для медикаментозного растворения камней в желчном пузыре?
15.Охарактеризуйте преимущества и недостатки литотрипсии при ЖКБ.
16.Существуют ли профилактические мероприятия для предотвращения развития и прогрессирования ЖКБ?
17.Каковы патогенетические механизмы постхолецистэктомического синдрома?
18.Дайте характеристику основным клиническим формам ПХЭС.
19.Перечислите диагностические признаки ПХЭС.
20.Какие методы диагностики являются необходимыми для установления диагноза ПХЭС.
21.На каких принципах базируется лечение ПХЭС.
22.Перечислите препараты, используемые для лечения ПХЭС в зависимости от клинической формы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И УИРС:
ЗАДАНИЕ №1.
Провести рецензию болезни больного ЖКБ с оценкой методов обследования и лечения:
a) обратить внимание на появление первых симптомов, причины госпитализации;
b) соответствует ли лечение тяжести больного (обоснуйте), что бы вы предложили еще? Выпишите рецепты;
c) достаточно ли полно проведены лабораторные и инструментальные обследования?
d) как в дневниках отражена динамика заболевания?
e) определите прогноз заболевания у данного больного.
ЗАДАНИЕ № 2.
Изучите историю болезни пациента С., который находился на лечении по поводу ЖКБ:
a) проанализируйте, насколько соответствуют предварительный и клинический диагнозы;
b) осмотрите больного, определите тяжесть состояния, решите, чем оно обусловлено, ваши предложения по дальнейшему обследованию больного (если в этом есть необходимость);
c) ваши предложения по дальнейшему лечению больного;
d) определите прогноз заболевания у данного больного.
ЗАДАНИЕ № 3.
Работа в приемном отделении: оформить историю болезни вновь поступившего больного с предполагаемым диагнозом ПХЭС:
a) соберите анамнез и оцените состояние больного;
b) выделите ведущие симптомы и синдромы;
c) обоснуйте предварительный диагноз;
d) предложите план обследования и лечения.
ЗАДАНИЕ № 4.
Дайте интерпретацию лабораторных и инструментальных показателей больного М. Для этого проанализируйте:
a) историю болезни: жалобы, анамнез, объективные данные, выпишите
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.