Болезни органов дыхания и туберкулез: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по фтизиопульмонологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Гомельский государственный медицинский институт

БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

И ТУБЕРКУЛЕЗ

(учебно-методическое пособие к практическим занятиям

для студентов VI курса лечебного факультета)

Гомель 2000 г.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по фтизиопульмонологии для студентов VI курса лечебного факультета ГоГМИ составлено заведующим кафедрой фтизиопульмонологии, доцентом Соколовским Е. И., ассистентами Рузановым Д. Ю., Брылиной И. В., Мазанчук А. А., Холявкиным А. А.

Рецензент - заведующий кафедрой фтизиатрии Гродненского государственного медицинского института, д.м.н., профессор И. С. Гельберг.

Ответственный редактор - доцент Соколовский Е. И.

Печатается на основании решения центрального учебно-методического совета ГоГМИ (приказ №___от____________2000 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

Страница

Список сокращений

4-5

Введение

6-7

ТЕМА 1: Исходный уровень знаний. Клиническая анатомия, физиология, гистология и биохимия органов дыхания. Патоморфологические и клинико-рентгенологические синдромы. Этапы и алгоритм обследования и диагностики БОД.

8-16

Занятие №1

8

ТЕМА 2: Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний с бронхообстуктивным синдромом.

17-37

Занятие №2

17

Занятие №3

18

Занятие №4

18

ТЕМА 3: Дифференциальная диагностика  и  лечение заболеваний,  с синдромом инфильтрации легкого и с плевральным выпотом.

38-69

Занятие №5

38

Занятие №6

50

Занятие №7

63

ТЕМА 4: Дифференциальная диагностика и лечение диффузных заболеваний легких.

69-73

Занятия №8-9

70

ТЕМА 5: Дифференциальная диагностика и  лечение деструктивных  заболеваний легких.

73-76

Занятие №10

74

ТЕМА 6: Дифференциальная диагностика дыхательной недостаточности и легочного сердца.

77-85

Занятие №11

77

ТЕМА 7: Дифференциальная диагностика и  лечение тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА). Неотложные состояния во фтизиопульмонологии. Основные  принципы неотложной терапии.

86-91

Занятие №12

86

ТЕМА 8: Диагностика, дифдиагностика, лечение, профилактика и организация противотуберкулезной работы.

91-100

Занятие №13

92

ТЕМА 9: Факторы, отягощающие течение туберкулезного процесса. Лечение туберкулеза.

101-107

Занятие №14

101

Тема 10: Профилактика и раннее выявление туберкулеза.

107-128

Занятие №15

107

ТЕМА 11:Организация противотуберкулезной работы. Противотуберкулезные учреждения и их функции.

128-146

Занятие №16

129

Семинарское занятие.   Зачет.

147

Литература

150

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АБП – антибактериальные препараты

АБТ – антибактериальная терапия

АД – артериальное давление

АС – астматический статус

БА – бронхиальная астма

БОД – болезни органов дыхания

БК – бактерия Коха

БЦЖ – вакцина Кальмета-Герена

БЭБ – бронхоэктатическая болезнь

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ГКС – глюкокортикостероиды

ДА – дистензионный ателектаз

ДН – дыхательная недостаточность

ДО – дыхательный объем

ЕД – единица

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

КА – компресионный ателектаз

кг – килограмм

ЛК – легочное кровотечение

МБТ – микобактерия туберкулеза

МВЛ – максимальная вентиляция легкого

мг – миллиграмм

МКБ-9 (10) – Международная классификация болезней (9-10 пересмотров)

МОД – минутный объем дыхания

МЦК – мукоцилиарный клиренс

ОА – обтурационный ателектаз

ОАК – общий анализ крови

ОЕЛ – общая емкость легких

ОИДЛ – острая инфекционная деструкция легких

ООЛ – остаточный объем легких

ОРВИ – острые респираторные вирусные инфекции

ОФВ1 – объем форсированного выдоха за 1 секунду

ПСВ – пиковая скорость выдоха

ПТК – первичный туберкулезный комплекс

РДС – респираторный дистресс-синдром

РДТ – разгрузочная диетотерапия

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СП – спонтанный пневмоторакс

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

УИРС – учебно-исследовательская работа студентов

ФВД – функция внешнего дыхания

ФЖЕЛ – форсированная жизненная емкость легких

ФКТ – фиброзно-кавернозный туберкулез

ХЛС – хроническое легочное сердце

ХНЗЛ – хронические неспецифические заболевания легких

ХОБ – хронический обструктивный бронхит

ХОЗЛ – хронические обструктивные заболевания легких

ХТ – химиотерапия

ЦВД – центральное венозное давление

ЧД – частота дыхания

ЧСС – частота сердечных сокращений

CV – полость (каверна)

ВВЕДЕНИЕ

Изучение фтизиопульмонологии на VI курсе предусматривает достижение основной цели - подготовку студентов к практической работе по вопросам фтизиопульмонологии в общелечебной сети на уровне врача общей практики, максимально обращая внимание на развитие клинического мышления, практическую работу с больными.

Основными задачами являются:

n углубление, совершенствование и систематизация знаний, особенно в клинико-практическом аспекте;

n синдромная и нозологическая диагностика и дифференциальная диагностика болезней органов дыхания;

n изучение более редких заболеваний, клинических вариантов и атипичных форм заболеваний;

n клиническая фармакология и особенности лечения отдельных форм БОД;

n диспансеризация и реабилитация БОД;

n организация практической работы врача общей практики по профилактике, раннему выявлению, диспансеризации и лечению БОД;

n оценка клинико-эпидемиологической ситуации по БОД в регионе и разработка комплексных планов по борьбе с этими заболеваниями.

Для изучения этих вопросов выделяется 119 часов практических занятий (17 занятий по 7 часов). Цикл заканчивается сдачей зачета, который оценивается оценками. Зачет включает вопросы изученного цикла и вопросы, выносимые на государственные выпускные экзамены по фтизиопульмонологии, тестовый контроль, практические навыки и теория в письменном виде.

При проведении занятий основное внимание уделяется курации больных (8-10 больных), клиническому разбору больных, историй болезни, рентгенограмм и другой медицинской документации и исследований. Субординаторы участвуют в общебольничных и отделенческих мероприятиях: пятиминутках, паталого-анатомических конференциях, работе отделений и вспомогательных служб, научных конференциях и т.д. Не только участвуют, но и готовят сообщения и доклады.

Кроме курации больных предусматривается, как минимум, одно дежурство

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
8 Mb
Скачали:
0