Болезни органом дыхания: Методическое пособие к практическим занятиям по фтизиопульмонологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Занятие N 1 (Вводное)

ТЕМА :

 Итоговый уровень знаний. Клиническая анатомия,

физиология, гистология и биохимия органов дыхания.

Патоморфологические и клинико-рентгенологические

синдромы. Этапы и алгоритм обследования и

диагностики БОД.

Цель занятия :

          Определить выживаемость и исходный уровень знаний

по проходимым  ранее дисциплинам

Усвоить методы, принципы и алгоритм обследования,

диагностики и дифференциальной диагностики БОД.

Знать:

Теоретические вопросы клинической анатомии, гистологии,

физиологии и биохимии; патоморфологические и клинико-

рентгенологические синдромы, методы, этапы и алгоритм

обследования и диагностики БОД.

Уметь:

Выделить и сгруппировать симптомы и синдромы по их

клинической и диагностической значимости.

Научится:

Применять полученные знания и умения для

обследования конкретного больного и установления

нозологического диагноза заболевания.

Содержание занятия:

1. Определение исходного уровня знаний.

2. Клиническая анатомия, гистология и биохимия органов дыхания.

3. Газообмен и нереспираторные (в т.ч. защитные) функции легких.

4. Патанатомия и патофизиология БОД.

5. Особенности работы врача в клинике фтизиопульмонологии.

6. Методы обследования больных с БОД (обязательные, дополнительные, факультативные).

7. Основные патоморфологические и клинико-рентгенологические синдромы в клинике фтизиопульмонологии.

8. Классификация БОД по МКБ-10.

9. Этапы и алгоритм обследования, диагностики и дифференциальной диагностики БОД.

10. Курация больных.

Литература

Самостоятельная работа и УИРС

n Сегментарное строение легких;

n Защитные механизмы органов дыхания;

n Экологическая пульмонология.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Определение исходного уровня знаний:

1.1. Записать определение, схему диагноза, план обследования, типичную схему лечения, основные диагностические критерии, алгоритм диагностики следующих изучаемых ранее синдромов и болезней:

Клинических синдромов - интоксикационный, бронхолегочный, инфильтрации легкого, острой и хронической полости, пневмосклероза и цирроза, эмфиземы легких, нарушения бронхиальной проходимости и бронхообструкции, спонтанного пневмоторакса и кровотечения.

Рентгенологических синдромов - очаговых теней, диссеминации, ограниченного и тотального затемнения, кольцевидной тени, ограниченного и тотального просветления, измененных корней легких.

Болезней - бронхит (острый, хронический необструктивный и обструктивный), пневмония, бронхиальная астма (преимущественно аллергическая и не аллергическая), бронхоэктатическая болезнь, эмфизема легких, хроническое легочное сердце, абсцесс, гангрена, экссудативный плеврит, рак легкого (центральный и периферический), туберкулезная интоксикация, первичный туберкулезный комплекс и бронхоаденит, очаговый, инфильтративный, казеозная пневмония, туберкулома, миллиарный, диссеминированный, кавернозный, фиброзно-кавернозный, цирротический туберкулез легких.

Итоговый контроль знаний

1. Описать у курируемых больных

n основные клинико-рентгенологические и патоморфологические синдромы и симптомы;

n выделить из них диагностические, специфические и неспецифические;

n записать согласно МКБ-9 (МКБ-10) диагноз.

2. Составить таблицу дифференциальной диагностики основных групп болезней органов дыхания.

Тема 2.

Дифференциальная диагностика и лечение

заболеваний сопровождающихся бронхообстуктивным

синдромом.

Цель занятия:

Научить студентов дифференцированно на современном

уровне подходить к этиопатогенезу, клинике, диагностике,

дифференциальной диагностике, лечению и реабилитации

больных с бронхообструкивным синдромом.

Знать:

теоретические, клинические и диагностические основы

(этиопатогенез) бронхообструкции при различных

заболеваниях.

Уметь:

выделять и диагностировать основные виды

бронхообструкции по патоморфологическому и

этиологическому принципу.

Практические навыки

диагностировать бронхообструкцию как синдром

и при различных заболеваниях, назначать

дифференцированное лечение.

Занятие №2 (7 часов)

Содержание занятия:

1. Бронхообструктивный синдром (этиопатогенез,  клиника, диагностика, преобладающие механизмы при различных заболеваниях и принципы лечения).

2. Синдром нарушения мукоцилиарного клиренса (МЦК) (этиопатогенез, клинические проявления, диагностика, принципы лечения).

3. Хронические обструктивные заболевания легких (ХОЗЛ): современный подход, классификация.

4. Хронический обструктивный бронхит, патогенез, классификация, клинические варианты, особенности диагностики, реабилитации и профилактики.

5. Эмфизема,  бронхоэктатическая болезнь  (патогенез,    критерии диагностики,  клинические варинаты тактика лечения).

6. Курация больных.

Занятие N3 (7 часов).

Содержание занятия:

1. Бронхиальная  астма (БА): определение,  патогенез, факторы риска, индукторы,  триггеры;  классификация (ВОЗ, 1993), патоморфоз.

2. Клинические варианты БА (основные диагностические критерии

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
634 Kb
Скачали:
0