Глава 3.3. Механизм восприятия телевизионных героев зрителями-подростками.
На современном уровне развития информационных технологий телевизионная коммуникация «выливается в формы, которые можно идентифицировать как глобальную «театрализацию» образа жизни человека: новости превращаются в шоу, появляются телепередачи, которые по жанру напоминают документальные спектакли» [27]. Реальным партнером для телезрителя является «человек на экране». Популярный же герой или телеведущий становится автоматически включен в круг «значимых других».
По мнению же С. Московиси [27], в феномене популярности отражается потребность больших социальных групп в лидере, вожде, на которого они могут ориентироваться в своем индивидуальном, групповом и общенациональном поведении и чей образ отражается в понятии «харизматическая личность».
Поэтому А.Г. Асмолов считает, что «главный интерес с появлением телевизионной коммуникации сосредоточивается на позиции личности по отношению к себе и другим, на мире межличностных отношений», наибольший же интерес представляет личность, свободная в коммуникации, способная к творчеству, уверенная в своих возможностях. Исходя же из этого строится предположение, что это обусловлено внутренней базовой потребностью в неком эталоне в процессе развития человека, в «модели образа потребного будущего». Ведь, согласно Л.С. Выготскому, «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [8]. Благодаря же огромным возможностям телевидение может визуализировать этот эталон. Образ героя является универсальным для любого культурного контекста, но наполненность этого образа конкретными смыслами зависит от ряда факторов культурной реальности.
Для образа героя все исследователи подчеркивают значимость «коллективистского значения» героического образа. В психологическом аспекте он выполняет функцию объекта идентификации человека. Проекция зафиксированного в культуре образа героя на реальную жизнь общества происходит посредством феномена личностной харизмы. Феномен харизмы характерен для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы. Такой лидер, с одной стороны «разрушает прошлое внутри своей области», с другой – пытается построить новое для укрепления веры в свое могущество».
Согласно Ф. Дольто в динамике развития образ авторитетной фигуры, с одной стороны, обретает все больше эмоциональную нагрузку, с другой – становится все абстрактнее. Дольто отмечает наличие «культа подобия» и связывает его с развитием средств массовой информации, расширением картины мира человека, унификации не столько виртуальной реальности [12].
Среди аспектов преобразования ментальности, которые реализует экранный герой, выделяют два. С одной стороны, это представитель определенной социальной группы, объясняющий структурные связи и ценность бытия. С другой – один из элементов его образа – спорность, неоднозначность оценки у представителей различных социальных групп. Образ его существует только в социальном контексте культурной нормы, его роль – проба границ. Герой выступает как центр внимания и, не претендуя на это, постоянно изменяет культурные образы и их систему у публики. Он является эталоном идентификации, но это не всегда подразумевает включение в свой внутренний мир норм, ценностей, образцов. Герой пленяет не тем, что знаменит, он является объектом идентификации на внешнем уровне.
В ситуации массовой коммуникации образ референтного объекта легко занимает виртуальный образ человека на экране. Для психологического анализа телевизионной передачи главный интерес представляют фигуры ее героев, поскольку в их образах и действиях аккумулируется функциональная и смысловая специфика эфира. Феномену восприятия зрителями героев телевизионных передач свойственны все те же универсальные механизмы и закономерности, проявляемые при любом акте восприятия человека. «Важнейшую роль в процессах межличностного восприятия как феномена социальной перцепции играют установки и стереотипы, сквозь призму которых познается человек» [2].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.