Механизм восприятия телевизионных героев зрителями-подростками

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Глава 3.3. Механизм восприятия телевизионных героев зрителями-подростками.

На современном уровне развития информационных технологий телевизионная коммуникация «выливается в формы, которые можно идентифицировать как глобальную «театрализацию» об­раза жизни человека: новости превращаются в шоу, появляются телепередачи, которые по жанру напоминают документальные спектакли» [27]. Реальным партнером для телезрителя является «чело­век на экране». Популярный же герой или телеведущий становится автоматически включен в круг «значимых других».

По мнению же С. Московиси [27], в феномене популярности отражается потребность больших социальных групп в лидере, вожде, на которого они мо­гут ориентироваться в своем индивидуальном, групповом и обще­национальном поведении и чей образ отражается в понятии «ха­ризматическая личность».

Поэтому А.Г. Асмолов считает, что «главный интерес с появлением телевизионной коммуникации со­средоточивается на позиции личности по отношению к себе и дру­гим, на мире межличностных отношений», наибольший же инте­рес представляет личность, свободная в коммуникации, способная к творчеству, уверенная в своих возможностях. Исходя же из этого строится предположение, что это обусловлено внутренней базовой потребностью в неком эталоне в процессе развития человека, в «модели образа потребного будущего». Ведь, согласно Л.С. Вы­готскому, «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [8]. Благодаря же огромным возможностям телевидение может визуализировать этот эталон. Образ героя является универ­сальным для любого культурного контекста, но наполненность этого образа конкретными смыслами зависит от ряда факторов культурной реальности.

Для образа героя все исследователи под­черкивают значимость «коллективистского значения» героиче­ского образа. В психологическом аспекте он выполняет функцию объекта идентификации человека. Проекция зафиксированного в культуре образа героя на реальную жизнь общества происходит посредством феномена личностной харизмы. Феномен харизмы ха­рактерен для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы. Такой лидер, с одной стороны «разрушает прошлое внутри своей области», с другой – пытается построить новое для укрепления веры в свое могущество».

Согласно Ф. Дольто в ди­намике развития образ авторитетной фигуры, с одной стороны, обретает все больше эмоциональную нагрузку, с другой – стано­вится все абстрактнее. Дольто отмечает наличие «культа подобия» и связывает его с развитием средств массовой информации, рас­ширением картины мира человека, унификации не столько виртуальной реальности [12].

Среди аспектов преобразования ментальности, которые реализует экранный герой, выделяют два. С одной стороны, это представи­тель определенной социальной группы, объясняющий структур­ные связи и ценность бытия. С другой – один из элементов его об­раза – спорность, неоднозначность оценки у представителей раз­личных социальных групп. Образ его существует только в соци­альном контексте культурной нормы, его роль – проба границ. Ге­рой выступает как центр внимания и, не претендуя на это, посто­янно изменяет культурные образы и их систему у публики. Он яв­ляется эталоном идентификации, но это не всегда подразумевает включение в свой внутренний мир норм, ценностей, образцов. Ге­рой пленяет не тем, что знаменит, он является объектом иденти­фикации на внешнем уровне.

В ситуации массовой коммуникации образ референтного объекта легко занимает виртуальный образ человека на экране. Для психологического анализа телевизионной передачи главный интерес представляют фигуры ее героев, по­скольку в их образах и действиях аккумулируется функциональная и смысловая специфика эфира. Феномену восприятия зрителями героев телевизионных передач свойственны все те же универсаль­ные механизмы и закономерности, проявляемые при любом акте восприятия человека. «Важнейшую роль в процессах межличност­ного восприятия как феномена социальной перцепции играют ус­тановки и стереотипы, сквозь призму которых познается чело­век» [2].

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
55 Kb
Скачали:
0