Высокоскоростной железнодорожный транспорт мира

Страницы работы

Фрагмент текста работы

организаций и предприятий железнодорожного транспорта и оборонного комплекса. Задача была поставлена амбициозная - совершить технологический прорыв и создать поезд нового поколения, который бы не уступал лучшим мировым образцам. Но удалось ли ее решить?

По отзывам специалистов, в конструкции "Сокола" использованы технические решения, до этого не имевшие аналогов в отечественном машиностроении. В частности, цельносварной кузов из легких алюминиевых сплавов, моторные и прицепные тележки оригинальной конструкции, а также отечественный преобразователь для асинхронного привода, компьютерная система управления и новый токоприемник. Этот поезд мог развивать скорость от 250 до 350 км в час.

Но… Наш "Сокол" так и не взлетел. Испытания закончились тем, что специалисты МПС отставили его в резерв, обнаружив ряд конструктивных недоработок, якобы угрожающих безопасности движения.

Да и сама идея строить высокоскоростную магистраль вызвала в обществе массу споров. Одни говорили: зачем нам гнаться за Европой? Не нужны, мол, нам "проекты века", не до жиру - быть бы живу! Другие заявляли, что лягут под колеса бульдозеров, но не допустят строительства, так как это погубит уникальный Валдайский заповедник, где великая Волга берет начало.

За рубежом подобные проекты тоже шли не гладко. В той же Франции, когда заговорили о строительстве ВСМ, скептики заявляли, что это - пустая трата денег! Но нашлись оптимисты в Национальном обществе железных дорог. Они решили сконструировать экспресс, который бы развивал скорость 300 км в час, и привлекли к решению этой задачи лучшие умы. Сам президент Франции Жискар д, Эстен взял под личный контроль строительство первой высокоскоростной железнодорожной линии Париж - Лион. Правда, пробный рейс поезда TGV закончился неудачей: сильный шум и вибрация доставляли большие неудобства пассажирам.

Но энтузиастов это не остановило. Они внесли около 15 тысяч (!) поправок в конструкторскую документацию и все же довели своего первенца до ума! Это сделал консорциум во главе с Alstom. Сегодня эта компания работает уже над созданием высокоскоростных поездов 4-го поколения. К концу будущего года они встанут на рельсы.

А мы свой "Сокол" дорабатывать не стали. Лопнул, как мыльный пузырь, и сам проект ВСМ.

Его закрыл своим указом бывший Президент России Борис Ельцин.

Масла в огонь подлил тогда Всемирный банк. Он выдал экспертное заключение о том, что ВСМ Москва - Санкт-Петербург вряд ли окупится в обозримом будущем, поскольку в обеих столицах немного найдется людей, готовых заплатить 123 доллара за билет на поезд. И возразить против этого было нечего, поскольку страна тогда переживала последствия дефолта и шоковых реформ.
"Проект века" оставил после себя многомиллионные долги и … огромную яму в центре Санкт-Петербурга, вырытую под фундамент многофункционального комплекса, в котором должны были разместиться пассажирский терминал ВСМ, отели и офисы. На высокоскоростном движении поездов Россия временно поставила крест.

Новое «лицо» старой дороги

Мы потеряли время. И отстали так, что даже если вприпрыжку бежать - вряд ли ту же Европу догонишь. Поэтому решили не "тянуть мочало" и начать все сначала. А для рывка воспользоваться новейшими зарубежными технологиями. На выставке в Ганновере в присутствии президентов России и Германии руководители ОАО "РЖД" и компании "Сименс АГ" торжественно подписали протокол о намерении начать в нашей стране производство высокоскоростного подвижного состава.

Почему выбор пал на "Сименс"? Потому что у этой компании с Россией опыт более полутора веков сотрудничества. К тому же она уже четверть века занимается проектами высокоскоростного движения поездов в разных странах. И не только в Германии, но и в Испании, в Китае. Кстати, поезд на магнитном подвесе в Шанхае - ее детище.

Но вопрос о строительстве ВСМ остался открытым. Подобный проект "РЖД" не потянуть. Да и не может быть строительство высокоскоростной магистрали частным делом одной, даже крупной компании. Поэтому в качестве пилотного проекта решено было использовать действующую железнодорожную линию Москва - Санкт-Петербург. Как известно, ее построили 150 лет назад под скорость движения поездов 40 км в час. Но за это время она не раз модернизировалась. В 1995 - 2000 годах была проведена комплексная реконструкция магистрали, в которую

Похожие материалы

Информация о работе