Типовой расчет
Задание 1. Решить задачу линейного программирования: a) графически, b) симплекс-методом.
1. f(x) = 2x1 + 4x2 ® max
|
2. f(x) = x1 + x2 ® max
|
3. f(x) = 3x1 + 2x2 ® max
|
4. f(x) = 2x1 + 5x2 ® max
|
5. f(x) = 4x1 + 5x2 ® max
|
6. f(x) = 2x1 - 3x2 ® max
|
7. f(x) = x1 - x2 ® max
|
8. f(x) = 6x1 + 5x2 ® max
|
9. f(x) = 2x1 + 4x2 ® max
|
10. f(x) = 5x1 + 4x2 ® max
|
11. f(x) = 2x1 + x2 ® max
|
12. f(x) = x1 + 3x2 ® max
|
13. f(x) = 7x1 + 4x2 ® max
|
14. f(x) = 2x1 - x2 ® max
|
15. f(x) = 2x1 - x2 ® max
|
16. f(x) = 3x1 + 4x2 ® max
|
17. f(x) = x1 - x2 ® max
|
18. f(x) = 5x1 + 6x2 ® max
|
19. f(x) = 3x1 - x2 ® max
|
20. f(x) = x1 + x2 ® max
|
21. f(x) = 4x1 + x2 ® max
|
22. f(x) = 2x1 - x2 ® max
|
23. f(x) = 2x1 +3x2 ® max
|
24. f(x) = x1 - x2 ® max
|
25. f(x) = 3x1 - 2x2 ® max
|
26. f(x) = 5x1 + 3x2 ® max
|
27. f(x) = 2x1 + 7x2 ® max
|
28. f(x) = 3x1 + 5x2 ® max
|
29. f(x) = 4x1 + 3x2 ® max
|
30. f(x) = 2x1 + 6x2 ® max
|
Задание 2. Решить задачу линейного программирования симплекс-методом.
1. f(x) = x1 + x2 + x3 - x4 - 2x5 - 7 ® min
|
2. f(x) =21 x1 + 2x2 + 30x3 + x5 ® min
|
3. f(x) = 2x1 + x2 + x3 - x4 - 2x5 + 12 ® min
|
4. f(x) =2 x1 + 2x2 + 3x3 + x5 ® min
|
5. f(x) = 2x1 + 4x2 + x3 - x4 - 5x5 + 15® min
|
6. f(x) = x1 + 2x2 + 2x3 + x5 ® min
|
7. f(x) = x1 + 4x2 + 2x3 + 4x4 - 5x5 ® min
|
8. f(x) = 5x1 + 2x2 + 5x3 + x5 ® min
|
9. f(x) = 10x1 + 4x2 + 2x3 + 4x4 - 5x5 ® min
|
10. f(x) = 4x1 + 2x2 + 3x3 + 2x5 ® min
|
11. f(x) = x1 + 4x2 + 2x3 - 2x4 - x5 - 10 ® min
|
12. f(x) = 3x1 + 2x2 + 8x3 + x5 ® min
|
13. f(x) = x1 + 4x2 + 2x3 + 2x4 + x5 + 2 ® min
|
14. f(x) = 4x1 + 2x2 + 3x3 + 5x5 ® min
|
15. f(x) = x1 + 7x2 + 2x3 + x4 + 4x5 - 5 ® min
|
16. f(x) = 7x1 + 2x2 - 3x3 + 5x5 ® min
|
17. f(x) = x1 + 2x2 + 2x3 + 9x4 + 4x5 ® min
|
18. f(x) = x1 + 2x2 - 3x3 + x5 ® min
|
19. f(x) = 5x1 + 7x2 + 9x3 + x4 + x5 + 1 ® min
|
20. f(x) = 2x1 + 2x2 - 2x3 + x5 ® min
|
21. f(x) = 3x1 + 2x2 + x3 + x4 + x5 + 4 ® min
|
22. f(x) = 8x1 + 2x2 - 2x3 + 5x5 ® min
|
23. f(x) = 4x1 + 2x2 + 3x3 + x4 + x5 + 1 ® min
|
24. f(x) = 4x1 + 2x2 - 2x3 + 3x5 ® min
|
25. f(x) = 9x1 + 2x2 + 3x3 + 2x4 + x5 ® min
|
26. f(x) = - x1 + 2x2 - 2x3 + 3x5 ® min
|
27. f(x) = 2x1 + 2x2 + 3x3 + 5x4 + x5 ® min
|
28. f(x) = - 4x1 + 2x2 - 2x3 + 7x5 ® min
|
29. f(x) = 21x1 + 2x2 + 30x3 + 5x4 + x5 ® min
|
30. f(x) = - 5x1 + 7x2 - 5x3 + 8x5 ® min
|
Задание 3. Решить задачу линейного программирования симплекс-методом, составить двойственную задачу и найти ее решение.
1. f(x) = 5x1 + 3x2 + 2x3 ® mах
|
2. f(x) = 4x1 + 5x2 + 4x3 ® mах
|
3. f(x) = 6x1 + 4x2 + x3 ® mах
|
4. f(x) = 6x1 - 5x2 + 4x3 ® mах
|
5 f(x) = 2x1 + 4x2 - x3 ® mах
|
6. f(x) = 3x1 - 5x2 + 4x3 ® mах
|
7. f(x) = 5x1 + 4x2 - 2x3 ® mах
|
8. f(x) = 5x1 - 5x2 + 6x3 ® mах
|
9. f(x) = x1 - 2x2 + 2x3 ® mах
|
10. f(x) = 9x1 - 5x2 + 8x3 ® mах
|
11. f(x) = 5x1 - 5x2 + 6x3 ® mах
|
12. f(x) = x1 - 5x2 + x3 ® mах
|
13. f(x) = -5x1 + 7x2 + 6x3 ® mах
|
14. f(x) = x2 + x3 ® mах
|
15. f(x) = -3x1 + 5x2 + 6x3 ® mах
|
16. f(x) = 10x1 - 3x2 + 2x3 ® mах
|
17. f(x) = - x1 + x2 + 2x3 ® mах
|
18. f(x) = x1 - 3x2 + 2x3 ® mах
|
19. f(x) = - x1 + 3x2 + 2x3 ® mах
|
20. f(x) = 7x1 - 3x2 + 8x3 ® mах
|
21. f(x) = - 7x1 + 8x2 + 7x3 ® mах
|
22. f(x) = 4x1 - x2 + 4x3 ® mах
|
23. f(x) = - 9x1 + 5x2 + 4x3 ® mах
|
24. f(x) = 2x1 - x2 + 5x3 ® mах
|
25. f(x) = - 4x1 + 8x2 + 7x3 ® mах
|
26. f(x) = 2x1 - 5x2 + 3x3 ® mах
|
27. f(x) = 4x1 + 5x2 + 7x3 ® mах
|
28. f(x) = 2x1 + 8x2 + 3x3 ® mах
|
29. f(x) = 5x1 + 5x2 + 6x3 ® mах
|
30. f(x) = 5x1 + 4x2 + 3x3 ® mах
|
Задание 4. Решить целочисленную задачу методом Гомори.
1. f(x) = 3x1 + 4x2 ® max
|
2. f(x) = 7x1 + x2 ® max
|
3. f(x) = 3x1 + 2x2 ® max
|
4. f(x) = 2x1 + 15x2 ® max
|
5. f(x) = 4x1 + 5x2 ® max
|
6. f(x) = 2x1 - 3x2 ® max
|
7. f(x) = 9x1 + 7x2 ® max
|
8. f(x) = 7x1 + 10x2 ® max
|
9. f(x) = x1 + 3x2 ® max
|
10. f(x) = 5x1 + 4x2 ® max
|
11. f(x) = x1 + 2x2 ® max
|
12. f(x) = 2x1 - x2 ® max
|
13. f(x) = 3x1 + 2x2 ® max
|
14. f(x) = x1 - x2 ® max
|
15. f(x) = 7x1 + 6x2 ® max
|
16. f(x) = 3x1 - x2 ® max
|
17. f(x) = 2x1 + x2 ® max
|
18. f(x) = 4x1 + x2 ® max
|
19. f(x) = 4x1 - x2 ® max
|
20. f(x) = 2x1 +9x2 ® max
|
21. f(x) = x1 - x2 ® max
|
22. f(x) = 3x1 - 2x2 ® max
|
23. f(x) = 5x1 + 3x2 ® max
|
24. f(x) = 11x1 + 7x2 ® max
|
25. f(x) = 3x1 + 5x2 ® max
|
26. f(x) = 4x1 + 3x2 ® max
|
27. f(x) = 2x1 + 6x2 ® max
|
28. f(x) = 9x1 + 5x2 ® max
|
29. f(x) = 9x1 + 5x2 ® max
|
30. f(x) = 5x1 + 4x2 ® max
|
Задание 5. Решить транспортную задачу.
В 1 |
В 2 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
1 |
8 |
2 |
10 |
190 |
A1 |
2 |
2 |
5 |
1 |
140 |
|
A2 |
20 |
21 |
7 |
8 |
120 |
A2 |
1 |
8 |
11 |
1 |
190 |
|
A3 |
7 |
11 |
5 |
9 |
240 |
A3 |
9 |
8 |
7 |
2 |
230 |
|
210 |
120 |
170 |
50 |
120 |
210 |
190 |
40 |
|||||
В 3 |
В 4 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
200 |
A1 |
4 |
3 |
2 |
5 |
250 |
|
A2 |
1 |
7 |
5 |
11 |
180 |
A2 |
22 |
2 |
5 |
8 |
130 |
|
A3 |
4 |
3 |
9 |
3 |
190 |
A3 |
10 |
16 |
22 |
3 |
230 |
|
130 |
230 |
80 |
130 |
70 |
230 |
240 |
70 |
|||||
В 5 |
В 6 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
5 |
1 |
1 |
2 |
25 |
A1 |
6 |
3 |
14 |
10 |
25 |
|
A2 |
7 |
2 |
4 |
3 |
13 |
A2 |
3 |
15 |
4 |
5 |
13 |
|
A3 |
4 |
7 |
2 |
4 |
23 |
A3 |
8 |
11 |
5 |
2 |
25 |
|
7 |
23 |
24 |
7 |
16 |
20 |
20 |
7 |
|||||
В 7 |
В 8 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
7 |
12 |
5 |
9 |
50 |
A1 |
8 |
10 |
5 |
11 |
10 |
|
A2 |
4 |
2 |
9 |
21 |
30 |
A2 |
7 |
6 |
4 |
5 |
30 |
|
A3 |
12 |
3 |
4 |
7 |
35 |
A3 |
7 |
2 |
8 |
2 |
35 |
|
15 |
25 |
25 |
50 |
5 |
30 |
20 |
20 |
|||||
В 9 |
В 10 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
9 |
15 |
10 |
1 |
10 |
A1 |
10 |
8 |
12 |
18 |
20 |
|
A2 |
3 |
8 |
3 |
2 |
30 |
A2 |
23 |
1 |
4 |
25 |
20 |
|
A3 |
6 |
2 |
5 |
8 |
25 |
A3 |
25 |
18 |
4 |
6 |
25 |
|
15 |
10 |
15 |
25 |
15 |
20 |
10 |
20 |
|||||
В 11 |
В 12 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
11 |
9 |
4 |
4 |
30 |
A1 |
12 |
18 |
23 |
14 |
15 |
|
A2 |
5 |
7 |
10 |
5 |
10 |
A2 |
4 |
5 |
3 |
16 |
25 |
|
A3 |
3 |
5 |
4 |
6 |
65 |
A3 |
11 |
8 |
17 |
4 |
35 |
|
30 |
10 |
5 |
60 |
25 |
20 |
15 |
15 |
|||||
В 13 |
В 14 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
13 |
8 |
20 |
10 |
10 |
A1 |
14 |
10 |
25 |
10 |
45 |
|
A2 |
22 |
2 |
7 |
8 |
12 |
A2 |
12 |
8 |
11 |
15 |
95 |
|
A3 |
7 |
11 |
5 |
9 |
24 |
A3 |
9 |
8 |
7 |
12 |
23 |
|
21 |
5 |
15 |
5 |
33 |
50 |
35 |
45 |
|||||
В 15 |
В 16 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
15 |
11 |
3 |
22 |
20 |
A1 |
10 |
3 |
2 |
5 |
45 |
|
A2 |
10 |
10 |
5 |
11 |
80 |
A2 |
2 |
2 |
5 |
8 |
100 |
|
A3 |
14 |
22 |
11 |
22 |
90 |
A3 |
10 |
6 |
2 |
3 |
55 |
|
35 |
20 |
85 |
50 |
45 |
60 |
50 |
45 |
|||||
В 17 |
В 18 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
17 |
15 |
10 |
11 |
10 |
A1 |
18 |
8 |
12 |
18 |
20 |
|
A2 |
9 |
8 |
14 |
12 |
30 |
A2 |
9 |
16 |
4 |
5 |
20 |
|
A3 |
6 |
12 |
15 |
8 |
25 |
A3 |
25 |
18 |
14 |
6 |
25 |
|
15 |
10 |
15 |
25 |
15 |
20 |
10 |
20 |
|||||
В 19 |
В 20 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
19 |
9 |
6 |
7 |
30 |
A1 |
20 |
18 |
23 |
14 |
25 |
|
A2 |
5 |
7 |
10 |
9 |
20 |
A2 |
14 |
5 |
12 |
16 |
25 |
|
A3 |
8 |
5 |
8 |
6 |
65 |
A3 |
11 |
8 |
17 |
14 |
35 |
|
30 |
10 |
15 |
60 |
25 |
20 |
25 |
15 |
|||||
В 21 |
В 22 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
21 |
8 |
9 |
10 |
30 |
A1 |
22 |
10 |
15 |
10 |
45 |
|
A2 |
11 |
2 |
7 |
8 |
12 |
A2 |
12 |
8 |
11 |
15 |
95 |
|
A3 |
7 |
12 |
5 |
9 |
24 |
A3 |
9 |
8 |
17 |
12 |
50 |
|
21 |
15 |
15 |
15 |
40 |
60 |
35 |
55 |
|||||
В 23 |
В 24 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
23 |
11 |
14 |
22 |
50 |
A1 |
24 |
3 |
12 |
5 |
40 |
|
A2 |
10 |
10 |
15 |
11 |
80 |
A2 |
2 |
12 |
5 |
8 |
100 |
|
A3 |
14 |
22 |
11 |
12 |
90 |
A3 |
10 |
6 |
2 |
3 |
60 |
|
35 |
50 |
85 |
50 |
40 |
60 |
50 |
50 |
|||||
В 25 |
В 26 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
25 |
15 |
10 |
1 |
30 |
A1 |
26 |
8 |
12 |
18 |
40 |
|
A2 |
3 |
8 |
3 |
2 |
30 |
A2 |
23 |
12 |
4 |
25 |
20 |
|
A3 |
6 |
2 |
5 |
8 |
25 |
A3 |
25 |
18 |
4 |
6 |
25 |
|
15 |
20 |
25 |
25 |
25 |
20 |
20 |
20 |
|||||
В 27 |
В 28 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
27 |
9 |
4 |
4 |
30 |
A1 |
28 |
8 |
23 |
4 |
45 |
|
A2 |
5 |
7 |
10 |
5 |
30 |
A2 |
4 |
5 |
3 |
6 |
25 |
|
A3 |
3 |
5 |
4 |
6 |
65 |
A3 |
11 |
8 |
7 |
4 |
35 |
|
30 |
10 |
25 |
60 |
25 |
20 |
25 |
35 |
|||||
В 29 |
В 30 |
|||||||||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
|||||
A1 |
29 |
8 |
10 |
10 |
30 |
A1 |
30 |
10 |
5 |
10 |
45 |
|
A2 |
12 |
2 |
7 |
8 |
42 |
A2 |
12 |
8 |
11 |
5 |
85 |
|
A3 |
7 |
11 |
5 |
9 |
24 |
A3 |
9 |
8 |
7 |
12 |
23 |
|
21 |
25 |
15 |
35 |
33 |
40 |
35 |
45 |
Задание 6. Дана платежная матрица игры. Найти седловые точки и оптимальные стратегии игроков.
1. |
9 |
8 |
10 |
10 |
2. |
2 |
8 |
10 |
10 |
12 |
2 |
7 |
8 |
1 |
2 |
7 |
8 |
||
7 |
7 |
5 |
9 |
0 |
1 |
5 |
9 |
||
3. |
12 |
8 |
8 |
10 |
4. |
9 |
8 |
10 |
5 |
12 |
2 |
7 |
8 |
12 |
2 |
7 |
4 |
||
7 |
11 |
5 |
9 |
7 |
11 |
5 |
0 |
||
5. |
4 |
6 |
0 |
3 |
6. |
9 |
8 |
1 |
6 |
1 |
7 |
7 |
8 |
2 |
2 |
7 |
5 |
||
7 |
7 |
8 |
9 |
7 |
11 |
8 |
6 |
||
7. |
6 |
8 |
5 |
10 |
8. |
19 |
18 |
10 |
10 |
12 |
7 |
7 |
8 |
12 |
2 |
7 |
8 |
||
7 |
11 |
5 |
9 |
7 |
11 |
5 |
9 |
||
9. |
5 |
7 |
1 |
1 |
10. |
20 |
8 |
6 |
8 |
12 |
7 |
7 |
8 |
12 |
2 |
3 |
8 |
||
7 |
1 |
5 |
9 |
7 |
11 |
5 |
9 |
||
11. |
6 |
8 |
4 |
9 |
12. |
21 |
8 |
9 |
5 |
12 |
2 |
3 |
8 |
12 |
2 |
7 |
5 |
||
7 |
11 |
3 |
9 |
7 |
7 |
5 |
4 |
||
13. |
7 |
8 |
9 |
10 |
14. |
22 |
18 |
17 |
10 |
7 |
9 |
7 |
8 |
12 |
2 |
27 |
8 |
||
7 |
11 |
5 |
9 |
17 |
11 |
5 |
9 |
||
15. |
8 |
8 |
10 |
10 |
16. |
23 |
18 |
10 |
10 |
12 |
8 |
7 |
8 |
12 |
12 |
1 |
18 |
||
7 |
6 |
5 |
9 |
7 |
11 |
5 |
9 |
||
17. |
9 |
8 |
6 |
5 |
18. |
24 |
8 |
3 |
2 |
2 |
2 |
7 |
4 |
12 |
2 |
3 |
8 |
||
7 |
1 |
5 |
0 |
12 |
14 |
3 |
3 |
||
19. |
10 |
10 |
10 |
10 |
20. |
25 |
28 |
100 |
10 |
12 |
10 |
17 |
18 |
12 |
2 |
10 |
8 |
||
17 |
11 |
15 |
19 |
70 |
10 |
5 |
9 |
||
21. |
11 |
8 |
11 |
11 |
22. |
26 |
18 |
16 |
9 |
12 |
2 |
7 |
8 |
12 |
2 |
7 |
8 |
||
17 |
11 |
15 |
11 |
10 |
11 |
12 |
9 |
||
23. |
12 |
18 |
18 |
12 |
24. |
27 |
12 |
14 |
10 |
12 |
2 |
7 |
8 |
12 |
12 |
17 |
18 |
||
7 |
11 |
12 |
9 |
7 |
11 |
5 |
12 |
||
25. |
13 |
8 |
5 |
4 |
26. |
28 |
7 |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
12 |
2 |
4 |
8 |
||
7 |
4 |
5 |
3 |
7 |
11 |
5 |
9 |
||
27. |
14 |
10 |
10 |
12 |
28. |
29 |
28 |
20 |
20 |
12 |
2 |
1 |
8 |
12 |
20 |
7 |
8 |
||
7 |
11 |
5 |
10 |
20 |
11 |
5 |
9 |
||
29. |
15 |
7 |
1 |
1 |
30. |
30 |
15 |
5 |
40 |
12 |
6 |
6 |
8 |
12 |
9 |
7 |
8 |
||
17 |
1 |
5 |
6 |
10 |
11 |
9 |
9 |
Задание 7. Дана платежная матрица игры. Решить графически игру.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
30. |
Задание 8. Дана платежная матрица игры. Найти решение игры путем сведения ее к задаче линейного программирования.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
27. |
29. |
30. |
Примеры решения заданий
Задачи линейного программирования
Пример 1. Решить ЗЛП f(x) = 3x1 + 2x2 ® max
x1 + x2 £ 4,
2x1 + x2 £ 6,
x1 ³ 0, x2 ³ 0,
a) графически, b) симплекс-методом.
a) Шаг 1. Строится множество D допустимых решений задачи, оно представляет собой четырехугольник ОABC на плоскости x1О x2 с вершинами в точках О, А, В, С, с координатами (0; 0), (0; 4), (2; 2), (3; 0), соответственно.
Шаг 2. Из начала координат откладывается вектор-градиент функции f(x), указывающий направления ее возрастания.
Шаг 3. Строится прямая 3x1 + 2x2 = const – линия уровня функции f(x), перпендикулярная вектору градиента . Шаг 4. Линия уровня 3x1 + 2x2 = const передвигается в направлении вектора до тех пор, пока она не покинет область D. Крайняя точка области, в которой линия уровня покидает допустимую область, и является решением задачи. В данном случае – это точка В(2; 2). |
Шаг 5.Находится оптимальное значение функции.
f *(2; 2) =3x1 + 2x2 = 3 × 2 + 2 × 2 = 10.
b) Шаг 1. Задача приводится к специальному виду, для этого к левым частям неравенств прибавляются дополнительные переменные x3 и x4, превращающие неравенства в равенства.
f(x) =3x1 + 2x2 ® max
x1 + x2 + x3 = 4,
2x1+ x2 + x4 = 6,
xj ³ 0,
Переменные x3 и x4 входят в первое и второе уравнения соответственно с коэффициентами единица, тогда х3 , х4 – начальный базис, x1 , x2 – свободные переменные, b – вектор ограничений.
Шаг 2. Составляется соответствующая симплекс - таблица:
базис |
свободные |
Отноше- ние |
||
x1 |
x2 |
b |
||
x3 |
1 |
1 |
4 |
4 |
x4 |
2 |
1 |
6 |
3 Ü min |
f(x) |
-3 |
-2 |
0 |
|
Ýmin |
Так как свободные переменные всегда равны нулю, то для данного начального базиса f(x) будет равна нулю:
f(x) = с0 - åci хi = 0 × 2 + 0 × 6 = 0.
Так как имеются сj < 0, приступаем к улучшению плана.
Шаг 3. Выбирается разрешающий j-й столбец, соответствующий наименьшему отрицательному сj.
Шаг 4. Разрешающую строку определяют следующим образом: рассчитываются так называемые симплексные отношения, т. е. отношения текущих значений базисных переменных к положительным коэффициентам разрешающего столбца, соответствующим данным базисным переменным. Затем берется минимальное из этих отношений и по тому, какой строке оно соответствует, определяется ведущая строка.
Шаг 5. Находится разрешающий элемент, он расположен на пересечении разрешающей строки и разрешающего столбца (в нашем случае он равен 2).
Шаг 6. Определяются переменные, которые будут исключены из базиса и включены в него. Переменную, которой соответствует разрешающий столбец, включаются в базис вместо переменной, которой соответствует разрешающая строка. В базис вводим переменную x1, которому соответствует минимальное значение cj. Из базиса выводится x4, так как минимальное q достигается в этой строке формулой .
Таким образом, элемент a41 будет разрешающим (в таблице выделен серым цветом).
Шаг 7. Заполняем таблицу, соответствующую новому базисному решению.
свободные |
q |
|||||
базис |
х4 |
х2 |
b |
|||
х3 |
- 0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 / 1Ü min |
||
х1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
0,5 / 3 |
||
f(x) |
1,5 |
- 0,5 |
9 |
|||
Ýmin |
||||||
Шаг 8. Так как в строке f(x) оценок полученного нового плана имеется отрицательное значение сj , приступаем к следующей итерации, продолжая улучшать план.
б\с |
x4 |
x3 |
b |
x2 |
2 |
||
x1 |
2 |
||
f(x) |
1 |
1 |
10 |
Поскольку все сj ³ 0, то план, представленный в данной таблице, будет оптимальным.
Ответ: f *(x) =10; x1* = 0; x2*= 6
Пример 2. Решить каноническую задачу линейного программирования:
f(Х) = х1 - 2х2 - 2x3 ® max
x1 + 4x2 + x3 = 5,
x1 - 2x2 - x3 = -1,
xj ³ 0,
Данная каноническая задача линейного программирования (КЗЛП) не является специальной (СЗЛП), поэтому применяем метод искусственного базиса. Строим вспомогательную задачу линейного программирования и приводим ее к специальному виду, выражая целевую функцию через небазисные переменныеxj , j=1,…,3. Эта задача имеет вид:
h(Х) = – ( t1+ t2) = – 6 + 6 x2 + 2 x3 ® max
x1 + 4x2 + x3 + t1 = 5,
x1 - 2x2 - x3 + t2 = -1,
все xj ≥ 0, ti ≥ 0.
Решаем специальную задачу линейного программирования симплекс-методом:
б\с |
x1 |
x2 |
x3 |
b |
б\с |
x1 |
x2 |
t2 |
b |
б\с |
t1 |
x2 |
t2 |
b |
||
t1 |
1 |
4 |
1 |
5 |
t1 |
2 |
2 |
-1 |
4 |
¬ |
x1 |
0.5 |
1 |
-0,5 |
2 |
|
t2 |
-1 |
2 |
1 |
1 |
¬ |
x3 |
-1 |
2 |
1 |
1 |
x3 |
0,5 |
3 |
0,5 |
3 |
|
h |
0 |
-6 |
-2 |
-6 |
h |
-2 |
-2 |
2 |
-4 |
h |
1 |
0 |
1 |
0 |
||
|
|
|||||||||||||||
f |
-1 |
2 |
2 |
0 |
f |
1 |
-2 |
2 |
-2 |
f |
-0,5 |
-3 |
5/2 |
-4 |
Так как max h = 0, то множество Х допустимых решений КЗЛП не пусто, т. е.
Х ¹ Æ, поэтому существует СЗЛП, эквивалентная данной КЗЛП. Эта задача имеет вид:f(Х) = - 4 + 3х2 ® max
x1 + x2 = 2,
3x2 + x3 = 3,
все xj ≥ 0.
Линейные уравнения этой системы и f(Х) получены из завершающей симплекс-таблицы вспомогательной задачи.
Решаем специальную задачу линейного программирования симплекс-методом:
б\с |
х2 |
b |
б\с |
х3 |
b |
|
х1 |
1 |
2 |
х1 |
-1/3 |
1 |
|
х3 |
3 |
3 |
¬ |
х2 |
1/3 |
1 |
f |
-3 |
-4 |
f |
1 |
-1 |
|
|
Отсюда оптимальный план Х*(1; 1; 0), fmax = -1.
Пример 3. Решить задачу линейного программирования симплекс-методом, составить двойственную задачу и найти ее решение.
Z = 6x1 + 5 x2 + 4x3 + 3x4 ® max
2x1+ 3x2 + 2x3 + x4 £ 25,
4x1 + x2 + 3x3 + 2x4 £ 30,
3x1 +5 x2 + 2x3 + 2x4 £ 42,
все xj ≥ 0.
Математическая модель прямой задачи Z = 6x1 + 5x2 + 4x3 + 3x4 ® max 2x1 + 3x2 + 2x3 + x4 £ 25, 4x1 + x2 + 3x3 +2x4 £ 30, 3x1 + 5x2 + 2x3 + 2x4 £ 42, x1≥ 0, x2≥ 0, x3≥ 0, x4≥ 0. |
Математическая модель двойственной задачи f = 25y1+ 30y2 + 42y3 ® min y1 ≥ 0, y2 ≥ 0, y3 ≥ 0, 2y1 + 4y2 + 3y3 ≥ 6, 3y1 + y2 + 5y3 ≥ 5, 2y1 + 3y2 + 2y3 ≥ 4, y1 + 2y2 + 2y3 ≥ 3. |
Специальный вид Z= 6x1+5x2+4x3+3x4 ® max 2x1+3x2+2x3+x4+S1=25, 4x1+x2+3x3+2x4+S2=30, 3x1+5x2+2x3+2x4+S3=42, x1, x2, x3, x4, S1, S2, S3 ≥ 0 |
S2 |
x2 |
x3 |
x4 |
b |
|||||||||||||||||
S1 |
-0,5 |
2,5 |
0,5 |
0 |
10 |
4 |
||||||||||||||||
x1 |
0,25 |
0,25 |
0,75 |
0,5 |
7,5 |
30 |
||||||||||||||||
S3 |
-0,75 |
4,25 |
-0,25 |
0,5 |
19,5 |
4,58 |
||||||||||||||||
Z |
1,5 |
-3,5 |
0,5 |
0 |
45 |
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
b |
S2 |
x2 |
x3 |
x4 |
b |
|||||||||||||
S1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
25 |
12,5 |
x2 |
4 |
||||||||||||||
S2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
30 |
7,5 |
x1 |
6,5 |
||||||||||||||
S3 |
3 |
5 |
2 |
2 |
42 |
14 |
S3 |
2,5 |
||||||||||||||
Z |
-6 |
-5 |
-4 |
-3 |
0 |
Z |
0,8 |
1,4 |
1,2 |
0 |
59 |
|||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
Х*(6.5, 4, 0, 0), Z*=59.
Решение двойственной задачи можно найти с помощью второй теоремы двойственности:
(2x1+ 3x2 + 2x3 + x4 - 25) у1 = 0 Þ(2 • 6,5 + 3 • 4 - 25) у1 = 0 Þ 0 = 0,
(4x1+ x2 + 3x3 + 2x4 - 30) у2 = 0 Þ (4 • 6,5 + 4 - 30) у2 = 0 Þ 0 = 0,
(3x1 + 5x2 + 2x3 + 2x4 – 42) у3 = 0 Þ (3 • 6,5 + 5 • 4 - 42) у3 = 0Þ
Þ -2,5у3 = 0 Þ у3 = 0,
(2y1 + 4y2 + 3y3 – 6) х1 = 0 Þ (2y1 + 4y2 + 3y3 –6) 6,5 = 0 Þ (2y1 + 4y2 +3y3 – 6 = 0),
(3y1 + y2 + 5y3 – 5) х2 = 0 Þ (3y1 + y2 + 5y3 – 5) 4 = 0 Þ (3y1 + y2 + 5y3 – 5 = 0),
(2y1 + 3y2 + 2y3 – 4) х3 = 0 Þ (2y1 + 3y2 + 2y3 – 4) 0 = 0 Þ 0 = 0,
(y1 + 2y2 + 2y3 – 3) х4 = 0 Þ 0 = 0.
Решая систему у3 = 0; 2y1 + 4y2 + 3y3 – 6 = 0; 3y1 + y2 + 5y3 – 5 = 0,
находим у1 = 1,4; у2 = 0,8; у3 = 0; f * = 25 • 1,4 + 30 • 0,8 + 42 • 0 = 59.
Пример 4. Решить целочисленную задачу линейного программирования методом Гомори. f(Х) =2х1+х2® max
2x1 + x3 =3,
2х1+ 3x2 +x4 =6,
все xj ≥ 0.
Сначала находится решение задачи симплекс-методом.
б\с |
x1 |
x2 |
b |
б\с |
x3 |
x2 |
b |
б\с |
x3 |
x4 |
b |
||
x3 |
2 |
0 |
3 |
¬ |
x1 |
1/2 |
0 |
3/2 |
x1 |
1/2 |
0 |
3/2 |
|
x4 |
2 |
3 |
6 |
x4 |
-1 |
3 |
3 |
¬ |
x2 |
-1/3 |
1/3 |
1 |
|
f |
-2 |
-1 |
0 |
f |
1 |
-1 |
3 |
f |
2/3 |
1/3 |
4 |
||
|
|
Х*нц (3/2; 1; 0; 0).
Переменная х1 – дробная. Строим по строке х1 отсечение:
{1/2} x3 + {0} x4 ≥ {3/2}, т. е. x3 ≥ 1.
Здесь дробная часть числа а находится по формуле {а} = а – [a], где [a] – целая часть числа а.
{1/2} = 1/2 - 0, {0} = 0, {3/2} = 3/2 – 1 = 1/2.
Из последней таблицы
f(Х) =4 - 2/3 х3 - 1/3 х4 ® max
1/2 x3 + x1 = 3/2,
-1/3 х3 + 1/3 x4 + x2 =1,
все xj ≥ 0.
Составляем задачу с дополнительным ограничением:
f(Х) =4 - 2/3 х3 - 1/3 х4 ® max
1/2 x3 + x1 = 3/2,
-1/3 х3 + 1/3 x4 + x2 = 1,
х3 - х5 = 1,
все xj ≥ 0.
Полученную задачу решаем М-методом:
F(X) = 4 - 2/3 х3 - 1/3 х4 – M t1 = 4 - 2/3 х3 - 1/3 х4 + M (-1 + x3 - x5) ® max
1/2 x3 + x1 = 3/2,
-1/3 х3 + 1/3 x4 + x2 = 1,
х3 - х5 + t1 = 1,
t1 ≥ 0, все xj ≥ 0.
б\с |
x3 |
x4 |
x5 |
b |
б\с |
t1 |
x4 |
x5 |
b |
|
x1 |
1/2 |
0 |
0 |
3/2 |
x1 |
-1/2 |
0 |
1/2 |
1 |
|
x2 |
-1/3 |
1/3 |
0 |
1 |
x2 |
1/3 |
1/3 |
-1/3 |
4/3 |
|
t1 |
1 |
0 |
-1 |
1 |
¬ |
x3 |
1 |
0 |
-1 |
1 |
f |
2/3 |
1/3 |
0 |
4 |
f |
-2/3 |
1/3 |
2/3 |
10/3 |
|
M |
-1 |
0 |
1 |
-1 |
M |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
|
х2 = 4/3, требуется еще итерация. Из последней симплекс-таблицы
f(Х) =10/3 - 1/3 х4 - 2/3 x5 ® max
х1 + 1/2 х5 = 1,
х2 + 1/3 х4 - 1/3 х5 = 4/3,
- х5 + х3 = 1,
{1/3} х4 + {-1/3} х5 ≥ {4/3},
все xj ≥ 0.
{-1/3} = - 1/3 – (-1) = 2/3, {4/3} = 4/3 – 1 = 1/3.
Получаем каноническую задачу линейного программирования :
f(Х) =10/3 - 1/3 х4 - 2/3 x5 ® max
х1 + 1/2 х5 = 1,
х2 + 1/3 х4 - 1/3 х5 = 4/3,
- х5 + х3 = 1,
х4 + 2х5 - х6 = 1,
все xj ≥ 0.
Применяем М-метод.
F(Х) =10/3 -1/3 х4 - 2/3 x5 – M (1 - (х4 + 2х5 - х6)) ® max
х1 + 1/2 х5 = 1; х2 + 1/3 х4 - 1/3 х5 = 4/3; - х5 + х3 = 1; х4 + 2х5 - х6 + t = 1;
t ≥ 0, все xj ≥ 0.
б\с |
x4 |
x5 |
x6 |
b |
б\с |
t |
x5 |
x6 |
b |
|
x1 |
0 |
½ |
0 |
1 |
x1 |
1 |
||||
x2 |
1/3 |
-1/3 |
0 |
4/3 |
x2 |
1 |
||||
х3 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
х3 |
1 |
||||
t |
1 |
2 |
-1 |
1 |
¬ |
x4 |
1 |
|||
f |
1/3 |
2/3 |
0 |
10/3 |
f |
0 |
1/3 |
3 |
||
M |
-1 |
-2 |
1 |
-1 |
M |
0 |
0 |
0 |
||
|
Оптимальное целочисленное решение Х*ц (1,1,1,1).
Пример 5. Решить транспортную задачу.
Поставщики |
Потребители |
Запасы |
|||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
||
А1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
30 |
А2 |
3 |
2 |
5 |
1 |
40 |
А3 |
4 |
3 |
2 |
6 |
20 |
Потребности |
20 |
30 |
30 |
10 |
90 |
Шаг 1. (Нахождение опорного плана перевозок методом минимального элемента.) В матрице стоимостей перевозок находится наименьший элемент, это Находится количество единиц перевозимого груза
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.