ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА
1. Понятие экономической стоимости
2. Ценовая чувствительность
3. Эластичность спроса
1.Понятие экономической стоимости
Стоимость в экономической теории означает то удовлетворение, которое получит или планирует получить покупатель
Меновая стоимость – это стоимость товара или услуги, определяемая величиной альтернативных издержек.
Стоимость: потребительская (полезность) и меновая (альтернативные издержки).
Процесс перехода потребительской и меновой стоимости в полную экономическую стоимость связан с изучением всех альтернатив на рынке и их отличий.
Ориентировочная стоимость |
Положительные отличия |
Отрицательные отличия |
+ - |
Полная стоимость
Полная экономическая стоимость – максимально возможная цена, которую готов заплатить рациональный покупатель, полностью информированный относительно данного рынка и ищущий наилучшую стоимость.
В идеале цена спроса равняется полной экономической стоимости.
Анализ экономической стоимости – удобный коммерческий инструмент для убеждения покупателя в приобретении своего товара.
2.Ценовая чувствительность
Факторы, которые воздействуют на ценовую чувствительность:
1)Наличие известных товарозаменителей – чем выше цена товара по отношению по отношению к известным товарозаменителям, тем более покупатели чувствительны к цене.
Методы усиления информационной блокады:
· Метод распространения (магазин и каталог)
· Метод размещения (Выделение одной торговой марки)
· Метод нагнетания (на одной витрине представлен весь ассортимент- Евросеть)
2)Наличие уникальной ценности в товаре – чувствительность покупателя тем ниже к цене, чем больше он ценит уникальные свойства данного товара (если они есть). (Сок «Я»).
3)Присутствие затрат на переключение – покупатели более чувствительны к цене, чем больше дополнительных затрат принесет смена продавца. (Провайдеры подключают клиентов своих конкурентов бесплатно).
4)Сложность сравнения – покупатели менее чувствительны к цене, если обладают меньшим уровнем информации о рынке.
5)Цена-качество – чем менее покупатель чувствителен к цене, тем больше цена по его мнению отражает качество. (Автомобиль Мерседес).
6)Факторы расхода – покупатель более чувствителен к цене, чем более высокий расход на покупку данного товара в процентном отношении к бюджету или абсолютном значении.
7)Фактор конечной выгоды – покупатель менее чувствителен к цене, чем большую конечную выгоду он может получить в итоге. Сюда относят и производный (спрос на сырье и материалы), и потребительский. (Моторное масло Моибил один, страховые услуги).
8)Фактор разделения затрат – покупатель менее чувствителен к цене, чем меньшую часть цены он оплачивает. (Скидка, распродажа, субсидия).
9)Фактор справедливой цены.
Концепция справедливой цены строится на принципах:
· Соотношение текущей и предыдущей цены
· Вероятностный разброс цен на товар (Выбор лучшего варианта, оценка альтернатив, конечное решение)
· Цель покупки: для поддержания жизни, для достижения.
Покупатель менее чувствителен к цене, чем более справедливой она ему кажется.
10)Возможность товарных запасов. Чем больше покупатели использовали запас товара, тем больше они чувствительны к цене.
3.Эластичность спроса
Эластичность спроса – это реакция объема спроса на изменение какого-либо экономического параметра, входящего в функцию спроса. По цене, перекрестная, по доходу
Эластичность спроса:
1)По цене, ценовая эластичность, зависит от колеаний цены, степень реакции определяется:
,
Если 0<||<1 неэластичный
>1 эластичный
|=1 единичная эластичность
|=0 абсолютная неэластичность
| абсолютная эластичность
Коэффициент всегда будет отрицательным, поскольку цена и спрос изменяются в
разных направлениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.