Философия поздней античности и эллинизма

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Тема 4. Философия поздней античности и эллинизма.

Платон.

  Душа человека состоит из трех этажей. Нижний – уровень плотских желаний, средний – волевая часть души, верхний – разумная часть души. По мнению Платона, в обществе должны существовать 3 группы людей: 1) низшая группа; большинство людей на уровне вожделеющих; их добродетель – умеренность 2) волевая группа; в нее входят воины, офицерство, руководящая элита; их добродетель – храбрость, преданность государству, которое они защищают 3) группа  философской сверхэлиты («философы-правители»). Для формирования сверхэлиты Платон предлагал либо обращать правителей к философии, либо делать правителями философов.

   Платон создал свою Академию, просуществовавшую много столетий.

Аристотель.

 Самый талантливый ученик Платона. Бросил вызов своему учителю относительно учения об идее: Аристотель предлагал исследовать предмет отдельно от его идеи. Платон утверждал, что общее первично, именно в нем кроется идея. Аристотель же отстаивал первичность единичного; по его убеждению, общее – это отражение общих черт единич-ного. Так сформировались две оппозиционные школы: номинализм и реализм.

   Аристотель написал множество сочинений по разным областям знаний (логике, этике, лингвистике). Все его труды можно разделить на экзотерические (для широкого круга читателей) и эзотерические (для узкого круга); большинство из них дошло до наших дней. А. Македонский обвинял Аристотеля в распространении «тайных» знаний.

   Логика: в сочинении «Органон» (греч. – инструмент) Аристотель раскрыл закон движения мысли от частного к общему, изобразил 16 силлогизмов, по которым мысль развивается. «Метафизика» - учение о самом глубоком уровне философии, уровне перво-начального познания бытия.

   Этика: «Никомахова этика», «Большая этика», «Физика»; в них раскрывается убеждение Аристотеля в том, что физика – это вторичная философия, а первичная – метафизика (как наука, не связанная с материальными нуждами). Аристотель считал, что метафизика полезнее философии.

   Теория познания: «Категории». Категории – это предельно широкие философские понятия; это субстанция или сущность, которую Аристотель анализирует с помощью качества, количества, отношения, действия, страдания. Аристотель считал, что сущность познается разумом, а чувства способны воспринимать лишь свойства (внешние проявле-ния этой сущности).

   В произведении «О душе» Аристотель излагает свою теорию о душе: он разделяет все предметы на одушевленные и неодушевленные; определяет 3 вида души (растительная, животная и разумная); подчеркивается ценность индивидуальности.

   Аристотель считал, что власть может исходить от одного, от немногих или от боль-шинства. Он разделял 2 типа власти: власть, действующую в интересах народа в соответствии с общим благом, и действующую в интересах индивида (отстаивающую эгоистичные интересы). Правильные формы власти: монархия, аристократия, полития; неправильные: тирания, олигархия, охлократия.

Философия эллинизма (IV в. до н.э. – III вв. н.э.)

1.  Киники. Основатель – Антисфен, самый известный представитель – Диоген. Киники считали, что человек имеет в своем распоряжении все, чтобы быть счастливым, надо только умерить желания. Главная идея заключается в автаркии (самодостаточность): иллюзия ведет к несчастью, а апатия и автаркия – к счастью. Отношение к вещам для людей важнее, чем сами вещи.

2.  Циники считали, что можно пожертвовать благами цивилизации, которые дают изли-шества людям.

3.  Стоики. Основатель – Зенон. Стоики считали, что ощущение зависит от объектов, воздействующих на людей; они не могут отклонить это воздействие, но могут занять определенную позицию по отношению к нему. Счастье же заключается в том, чтобы быть в ладу с самим собой. Совесть как духовная сила человека не наследуется, а обретается, поэтому путь к элитизации открыт для всех. Для данного учения характе-рен фатализм.

Учитель стоиков – Санека – считал, что философия заключается в подготовке к смерти: «Хотящего судьба ведет, нехотящего – тащит».

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0