Философия Средневековья и Возрождения

Страницы работы

Содержание работы

Тема 5. Философия Средневековья и Возрождения.

   В центре философии Средневековья стоит теоцентризм, основанный на идее крецио-низма (Бог создал землю). Средневековая философия разделяется на раннюю патристику и позднюю схоластику.

Патристика.

  В первые века н.э. соперничали стоики и эпикурейцы. Тогда же началось формирование христианской философии – патристики; патристика – это термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. Для патристики (как и для всей средневековой философии) характерен теоцентризм (креационизм – мир создан богом, только бог обладает истинным бытием, он вечен, неизменен; все остальное - вторично).

   Самым знаменитым представителем патристики был Августин Аврелий Блаженный. Он считал, что зло – это отсутствие бога; только вера в бога может привести человека к райской жизни. По его мнению, воля первична по отношению к знаниям. «Разум осуществляет познание, а воля – выбор». Доказательства бытия бога Августин видел в красоте.

   Именно с патристикой связано открытие личности.

Схоластика.

   Схоластика была представлена, прежде всего, в учебных заведениях. Везде лекции читались на латыни, что способствовало свободному перемещению студентов между институтами. Учение схоластики строилось на авторитете священнописания, а также таких философов, как Платон, Аристотель. Схоласты занимались большим кругом проблем, в частности теодицеей (оправдание богом).

   Одним из видных схоластов был Фома Аквинский (во второй половине XIX в. канони-зирован). Его самые известные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В них сказано: обе философии (вера и философия) говорят о боге, но первая из них – знание не совершенное, и только вторая ведет к верному спасению (вера совершенствует разум, а теология – философию). Фома Аквинский различает сущность (непосредственно то, что представляет собой вещь) и существование (ее «наличие»), только бог совмещает в себе сущность и существования. Аквинский приводил 5 доказательств бытия бога: 1) доказательство от движения (все изменяющиеся и двигающиеся должны иметь Двигатель), 2) должна существовать причина всех причин (аля бог), 3) в природе все вещи могут быть, а могут не быть (в то же время у бога нет причины, он всегда вечен), 4) бог – само совершенство, 5) бог – сила, направляющая природные существа («Бог - бытие»).

   Схоластика разделялась на 2 подшколы: реалистов (последователи Платона: первичны общественные идеи) и номиналистов (последователи Аристотеля: первичны не идеи, а индивидуальность).

Философия эпохи Возрождения.

   Культурологи считают, что вершина развития культуры, как и философии, приходится на эпоху античности. Для философии эпохи Возрождение характерен, прежде всего, подход с точки зрения искусства, любования человеком, его творческими возможностями, с т.з. гуманизма; человек есть образ и подобие бога.

   Крупнейшим философом эпохи возрождения был Николай Кузанский, известный своим диалектическим подходом к философии; он говорил о единстве противоположностей (противоположности в процессе движения составляют единство).  В книге «Об ученом незнании» Кузанский пишет, что начало философии есть удивление, оно предшествует жажде познания; «знание есть незнание».

   Другие известные философы эпохи Возрождения: Мартин Лютер (говорил о необходи-мости деконфессионализации философии), Томас Мор.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0