Программа дисциплины "Политология" (Содержание курса. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов. Вопросы к экзамену), страница 3

Политическая жизнь и властные отношения. Инстинктивные и эмоциональные основы человеческого поведения. Понятие и структура интерактивного ритуала. Ритуалы власти. Роль и взаимоотношение насилия, страха, сплоченности и легитимности.

Тема 9. Теории происхождения государства

Критика основных теорий происхождения государства: автоматической, теории общественного договора, гидравлической, военной. Критерий государственности в антропологии Р.Карнейро. Анализ случаев автохтонных государств и применение метода единственного сходства. Понятие стесненности. Основные аномалии и их преодоление. Понятия ресурсного градиента и социальной стесненности. Критика теории Карнейро.

Тема 10. Социальная революция и распад государства

Понятие социальной революции: основные признаки по Т.Скочпол. Критика марксистской теории революции. Результаты сравнения случаев Французской (1789-1794), Китайской (1911-1949) и Русской (1917 г.) революций. Основные условия социальной революции по Скочпол. Альтернативный подход Гольдстоуна. Возможности проверки и синтеза теорий по Коллинзу.

Тема 11. Политическая власть и политическая система.

Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Типы политических систем. Основные концепции политических систем и политических режимов.

Тема 12. Политические организации, элиты, лидерство и конфликты.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Политические конфликты и способы их разрешения. Политическая модернизация. Социокультурные аспекты политики.

Тема 13. Гражданское общество, его происхождение и особенности.

Предпосылки возникновения гражданского общества. Структура гражданского общества и его основные институты. Понятие конституционализма. Эволюция взаимоотношений государства и гражданского общества.

Тема 14. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

Особенности развития политической мысли в России. Основные направления российской политической мысли. Политическая наука в России в советское и постсоветское время. Особенности становления гражданского общества в России.

Тема 15. Мировая политика и международные отношения.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

В) ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Семинарские занятия по политологии направлены прежде всего на формирование способности слушателей использовать теоретические понятия и схемы для понимания и истолкования текущей общественно-политической информации. Задания для самостоятельной работы (домашняя подготовка к семинару) состоят в следующем. Для каждой из теоретических тем (см. ниже) студенты должны подобрать подходящий материал (1-3 статьи) из средств массовой информации (прежде всего, электронные источники, печатные периодические издания), содержащий более или менее развернутое описание некоторой политической коллизии (случая, казуса, конфликта, хода реформы и проч.). Случай должен иметь именно политическое содержание (участие власти, борьбы за власть, осуществления власти, общественной коммуникации по поводу власти, взаимодействия государственных структур с бизнесом, СМИ, общественными организациями и т.д.).

 Привлекая в качестве конкретной информации содержание данного случая, студент должен постараться ответить на поставленные вопросы, а также найти в содержании случая реалии, соответствующие основным понятиям соответствующей теоретической темы. Не допускается формальное указание на «присутствие понятия» в рассмотренном случае (например, «здесь мы видим присутствие коммуникативного аспекта политики» или «организационного ресурса власти»). Необходимо, указывать на конкретные реалии в рассматриваемом случае, соответствующие основным составляющим понятия. Если коммуникативный аспект включает общение, интеграцию на основе общего интереса, конфликты, создание коалиций, то для доказательства присутствия коммуникативного аспекта необходимо указать какое именно и между кем имело место общение, в чем именно состояла интеграция на основе какого именно интереса и т.д. Если речь идет об организационных ресурсах власти, то нужно указать, какие именно организационные структуры присутствуют в рассматриваемом случае и как именно и для чего власть использует их в качестве своего ресурса.