2009-09-29
Лекция 6
Метод последовательного улучшения решения (продолжение)
Для нахождения оптимального решения, подставим 2 в минимизированную линейную функцию , выраженную через свободные переменные. Тогда получим форму записи 4:
(4)
Подставим 2 в 4 и получим форму записи 5:
(5)
Вопрос: можно ли улучшить решение, уменьшить функцию L, увеличивая переменные :
а) если все коэффициенты в уравнении 4 положительны, то увеличивать коэффициенты нельзя, так как L будет возрастать, а мы эту функцию минимизируем. Следовательно, найденное решение не будет оптимальным;
б) если среди коэффициентов есть отрицательные, то, увеличивая переменные при отрицательных коэффициентах, решение улучшить можно, уменьшив L.
В некоторых уравнениях системы 1 коэффициенты перед x отрицательны. Выберем из них то уравнение, в котором отношение свободного члена к отрицательному коэффициенту наименьшее по модулю.
(6)
где
Из выражения 6 видно, что при подстановке в него 2, переменная остается неотрицательной только при .
Далее нужно переразрешить систему уравнений 1, вводя в число свободных переменных, переменную . А бывшую свободную переменную перевести в базисные. Аналогично переразрешается линейная форма 4.
Вторым шагом решения можно предположить, что все свободные переменные равны нулю. Получим второе опорное решение.
1. Если все коэффициенты при новой линейной форме положительны, то найденное решение оптимально;
2. Если среди коэффиентов при переменных новой линейной формы есть отрицательные, то процедура улучшения продолжается.
Пример 1: определить минимум линейной функции
(П_1)
При условиях ограничениях:
(П_2)
Свободные переменные x1 x2 x3 x4
Базисные переменные – все остальные
1. Пусть свободные переменные равны 0:
(П_3)
Подставим П_3 в П_2. Получим
(П_4)
Подставим П_3 в линейную форму П_1 и получим
L=0 (П_5)
Решение П_3 и П_4 является опорным, так как все свободные члены в П_2 неотрицательны. Решение П_3 и П_4 не является оптимальным, так как в выражении П_1 коэффициент при x3 отрицателен (при уменьшении его, L будет уменьшается).
Переменная x3 входит в 1 и 2 уравнение системы П_2. Причем коэффициенты перед переменной в обоих уравнениях отрицательны. Из этих двух уравнений выберем то, в котором отношение свободного члена к отрицательному коэффициенту перед x3. (П_6)
Разрешаем уравнение П_6 относительно x3, получаем:
(П_7)
Подставим П_7 во второе уравнение П_2, получаем:
(П_8)
Третье уравнение системы П_2 оставляем без изменений, так там нет x3.
(П_9)
Вывод: привели систему П_2 к системе П_7 – П_9 со свободными переменными x1 x2 x5 x4 и базисные переменные x3 x6 x7.
Выразим линейную функцию через новые свободные переменные. Получим:
(П_10)
2. Пусть все свободные переменные равны нулю.
(П_11)
Подставим П_11 в П_7 – П_9 и получим новое опорное решение:
(П_12)
Подставим П_11 в П-10 и получим:
L = -2 (П_13)
Вывод: второе решение лучше предыдущего, однако не является оптимальным, так как в выражении П_10 коэффициент при x2 отрицателен.
В уравнении П_8 коэффициент перед x2 отрицателен. Поменяем x2 иx6. Тем самым переводим x2 из свободных в базисные переменные. Получаем новую систему:
(П_14)
Выразим П_1 через новые свободные переменные:
(П_15)
3. Все свободные переменные приравняем к нулю:
(П_16)
Подставим П_16 в линейную форму П_15 и получим L = -10. Найденное решение П_17 явялеятся оптимальным, так как коэффициенты при свободных переменных в П_15 являются положительными.
Оптимальное решение определяется подстановкой П_16 в П_14:
(П_17)
Симплекс-метод заключается в переходе от одного допустимого решения к другому путем замены одной группы базисных переменных другой.
Алгоритм нахождения опорного решения
а) если , причем i пробегает все множество значений, то имеем опорное решение;
б) если среди есть отрицательные, то выбираем строку, соответствующую наибольшему отрицательному свободному члену по модулю.
2.1 Если все элементы строки , это означает, что система уравнений (1)
не совместима с условием неотрицательности переменных (4):
(4)
2.2 Если в строке имеются отрицательные элементы, то выбираем любой из них.
Пример см. на листе А4.
(2)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.