С началом так называемого переходного периода радикально меняется самочувствие подростка. Слово истины о подростковом периоде сказал Шпрангер, когда назвал революцией эпоху полового созревания. Этот период, несомненно, носит не эволюционный, а революционный характер. Для того чтобы почувствовать свою взрослость, а также, что не менее важно, продемонстрировать ее наличие в сверстнической среде, необходимо преодоление декларированных самими же взрослыми нормативных ограничений (ХасанБ.И ,ПапушинаЮ В., 1996г.). В связи с этим, специальная профилактика, адресованная этому возрастному периоду, должна быть связана с культивированием идеи независимости, автономности, в которой зависимость от разного рода токсических средств обсуждается как отрицательный идентификационный признак. Причем буквально культивирование этой ценности как ценности сообщества - не взрослого общества, а именно подросткового. Это означает, что носителями профилактических идей должны быть сами подростки, причем наиболее авторитетные и активные. Такого рода профилактические программы строятся через создание соответствующих детско-взрослых организаций (например, "Мир без конфронтации" в Красноярской Базовой Экспериментальной Школе "Универс" № 106).
Еще один вид специальной профилактики (уже соединенный с превентивными мерами), проводимая после первых проб, которая может быть построена на демонстрациях. В семьях, где уже имеются деградированные алкоголики, у их детей в подростковом возрасте может стойко удерживаться отрицательное отношение к спиртным напиткам. Здесь действует реакция отрицательной имитации - стремление строить свое поведение как противоположное тому образу, который являет кто-либо из родителей. Способ профилактики, о котором идет речь, основывается не на предупреждении и не убеждении в том, что этого делать нельзя, а наоборот, на активном воздействии с помощью видеоряда с отрицательными формами. Речь идет о том, что нужны видеосюжеты, сделанные на базе технологий нейролингвистического программирования или с использованием эффектов парадоксальной интенции, когда персонаж, вызывающий отторжение, отрицание, как бы пропагандирует определенный тип поведения. Суть воздействия состоит в том, что оно организуется имплицитно, за счет отторжения самого персонажа и, соответственно, носимой им информации.
В заключение можно отметить, что обсуждаемые здесь меры профилактики наркозависимости - это довольно узкий и как бы на поверхности лежащий аспект куда более сложной проблемы. Это просто уже "прямая угроза". К сожалению, мы пока проходим мимо целого ряда социально-психологических предпосылок появления такой зависимости, многие из которых открыто и с большим успехом культивируются в различных видах так называемого "поп-арта". Эта область социальной действительности, в отличие от наркобизнеса, имеет совершенно легальный бизнес, который приносит огромные доходы. Ориентация подростков на различного рода шоу активно эксплуатируется с помощью известных психотехник - создание транса, сужение сознания, формирования ценности "кайфа".
То, что эти явления (поп-арт и наркозависимости) тесно связаны, не нуждается в доказательствах. Нам важно при разработке профилактических и исследовательских программ тщательнейшим образом анализировать генез и динамику, как формирование индивидуальной зависимости, например от соски до музыкальных пристрастий, так и микро- и макросоциальный контекст, обсуждая одновременно возможности всего комплекса влияния, прежде всего через создание равносильных альтернативных форм, несущих принципиально другие ценности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.