Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем главным образом реабилитационных мер.
Э.А.Бабаян (1988г) справедливо отметил, что классификация ВОЗ умаляет значение первичной профилактики, а только она является истинной.
Однако в современном виде первичная профилактика в наркологии располагает, по сути дела, двумя основными методами - системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Вспомогательным, но важным приемом служит выявление контингента детей высокого риска аддиктивного поведения. При всей необходимости системы запретов и наказаний, для профилактики аддитивного поведения у подростков только этой системой ограничиваться невозможно, так как она оказывается либо недостаточно эффективной, либо вовсе недейственной, так как подросток, достигая возраста проб, мало чувствителен (или чувствителен с отрицательным знаком) к этому традиционному, распространенному во всем мире способу профилактики.
Мы полагаем, что необходимо ориентироваться на специфические для младших школьников и подростков возрастные особенности и механизмы взросления. Мы уже твердо знаем, что запугивающая, предупреждающая информация в условиях возрастных проб и возрастной активности срабатывает в обратную от наших ожиданий сторону, потому что ребенок решает задачу идентификации способом отрицания и преодоления возрастных барьеров, которые устраиваются взрослым миром. В этом смысле, если взрослый мир предупреждает и запрещает какие-то действия, связанные с пробой, именно - преодоление этих запретов и представляет собой, по сути, возрастную ситуацию. Таким образом, чем активнее мы начинаем реализовывать информационные запугивающие способы профилактики, тем активнее способствуем инициированию преодоления этих запретов, особенно наиболее творческой и стремящейся к самостоятельности частью подростков. А именно эта профилактика наиболее распространена и принята во всем мире. Она может воздействовать только на ту часть подростковой когорты, которая мало активна, склонна к пассивному следованию и в этом смысле представляет собой несколько иную группу риска. По данным наиболее благополучных (сравнительно). Европейских центров, используя этот способ профилактики, в лучшем случае удается замедлить динамику роста наркозависимости. Таким образом, если мы можем достаточно эффективно подействовать на эту группу, то мы не можем с таким же успехом и такими же средствами подействовать на ту другую, которая является более активной. В то же время пассивная часть, в конечном итоге, все равно попадает в ситуацию следования более активной части сверстников, а не под наше влияние. В этом смысле успешными профилактантами могут быть только сами сверстники, активно проводящие не из взрослого мира идущие программы.
Отсюда, есть необходимость привлечения в профилактическую позицию как раз наиболее активно действующих подростков.
Санитарное просвещение подростковой популяции также сопряжено с определенными трудностями и чревато осложнениями. Лекции, беседы, брошюры не привлекательны для подростков, а включение обязательных занятий в программу обучения способно провоцировать реакцию протеста и тем самым обесценить преподносимые знания. Далее мы рассматриваем несколько видов первичной профилактики наркозависимости. Одним из первых является метод, связанный с выявлением контингентов высокого риска аддиктивного поведения. Перспективным нам представляется создание специальных условий и технологий выявления не самой по себе зависимости, а предрасположенности и тех условий, тех признаков, которые в будущем могут определять группы риска. Причем в ситуации набора в школу, мы имеем такое уникальное "место", и такие уникальные условия, пользуясь которыми, возможно проведение достаточно массового, почти всеобщего анализа и выявление таких предрасположенностей.
Опираться можно на три группы факторов риска: биологический, психологический и социальный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.