понимания нужд потребителя и успешности попытки удовлетворить их посредством индивидуального подхода и максимальной тщательностью. Новую услугу могут быстро «скопировать» конкуренты, но если предприятие первым предложило ее потребителям, то это для него становится положительным моментом.
Постоянное совершенствование услуг создает сервисному предприятию особый имидж, который не так легко скопировать. Необходимость в проявлении со стороны персонала заботы и внимания к потребителям при предоставлении услуг создает непростую проблему для значительной части сервисных предприятий. Так как на современном этапе рынок услуг значительно расширился, то сервисные предприятия должны постоянно делать выбор между адаптацией своих услуг к нуждам индивидуальных потребителей и необходимостью стандартизации этих услуг или снижения цены.
Пятая проблема - удовлетворение ожиданий потребителей. Главной задачей обеспечения качества услуги является удовлетворение или превышение ожиданий потребителей, в частности, по определенной конкурентной позиции на рынке. Однако определение конкурентной позиции по качественным параметрам услуги, исходя из перспектив ожиданий, порождает одну существенную проблему: у потребителей вырабатываются ожидания качества услуги, основанные на прошлом опыте, на цене услуги, которую они платили, и на других факторах. В этом случае степень удовлетворения потребностей зависит от разницы между качеством услуги, которую потребители ожидали получить, и качеством услуги, которую потребители получили на самом деле. Услуга воспринимается как очень хорошая, если она превосходит такие ожидания. Но это может и означать, что услуга с репутацией высокого качества в некоторых случаях (например, при предельно высокой цене) не будет давать большого удовлетворения, даже если она воспринимается как весьма высококачественная услуга.
Каждый положительный опыт делает свой определенный вклад в создание ожиданий еще лучшего качества в будущем. Требования к повышению уровня качества услуги соответственно возрастают. Следовательно, способность сервисного предприятия приятно удивить и полностью удовлетворить потребителя снижается по мере создания подобных ожиданий, а шансы неприятно удивить и разочаровать потребителя возрастают.
Шестая проблема - соотношение между ожиданиями и результатом. Достижение такого оптимального соотношения является сложнейшей задачей. Сервисное предприятие в рамках проводимого им маркетинга может придерживаться двух стратегий: либо планировать ожидание услуг высокого качества и оправдывать такие ожидания, либо быть скромнее в своих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.