Влияния взрослых на подростков

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

4.2. ВЫВОДЫ, ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

В результате изучения психологической литературы мы нашли дефицит в изучении влияния взрослых на подростков. Опираясь на психогенетическую концепцию Э.Эриксона и взгляды Д.И. Фельдштейна, мы предположили, что взрослый взаимодействуя с подростком особенным, а именно кооперативным, образом может стать источником для построения подростком своей идентичности.

Традиционно в исследованиях формирования идентичности рассматриваются нормы, ценности, цели как идентификационные характеристики. Мы рассматриваем особенности идентификационных характеристик у подростков с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия с учителями.

Мы провели исследования методиками, выбранными нами в соответствии с гипотезой, сформулированной в начале работы.

Очень четко прослеживается низкие показатели у признака кооперации «Взаимозависимость участников, результат зависит от каждого участника»  и у признака «Распределение обязанностей и ответственности, учитывая ресурсы участников», на наш взгляд это связано с тем, что учителя не распределяют ответственность и обязанности между участниками взаимодействия, распределение происходит неравномерно, учителя мало отдают ответственность подросткам и распределение обязанностей и ответственности, с учитыванием ресурсов подростков возможно во всех возрастах. Высокие показатели мы видим там, где речь идет об отношениях на равных и о доброжелательных отношениях. Следовательно, учителя используют данные признаки во взаимодействии с подростками.

Признаки кооперации нами определены корректно, не имеют возрастной зависимости.

Также мы видим возрастную динамику в увеличении признаков кооперативного взаимодействия, если в 6-7 классах, в основном это 3-4 признака, то в 10-11 это 4-5 признаков кооперативного взаимодействия. Таким образом, учителя отдают ответственность старшим подросткам больше, чем младшим подросткам.

Самые значимые мероприятия для подростков – это мероприятия внеучебные, где учащиеся имеют роли и поручения, а значит ответственны. Где подростки участвуют наравне со взрослыми, где преобладают дружественные отношения. При соотношении результатов интервью с контент-анализом, мы видим, что взрослый-учитель, который простаивает взаимоотношения со старшими подростками кооперативным образом, наиболее значим для него.

Учителя оказались значимее для подростков с опытом кооперативного взаимодействия с учителями, для подростков без опыта кооперативного взаимодействия наиболее значимы одноклассники и друзья.

Различны описания причин, почему важен учитель, у подростков с опытом и без опыта кооперативного взаимодействия. Для получения образования – основная причина важности учителя у подростков без опыта кооперативного взаимодействия с учителями. У подростков с опытом кооперативного взаимодействия с учителями причинами выступают высказывания – «учат нас быть самостоятельными, преодолевать трудности», «относятся к нам как к взрослым», «получаем поддержку, понимание, одобрение», «делают из нас хороших людей», «стильно одевается». Таким образом, получение образования это основная причина важности учителя для подростков без опыта кооперативного взаимодействия, отношения между подростками и учителем выстраиваются только как ученик – учитель. Кооперативные отношения учителей с подростками дают увидеть в учителе именно человека, представителя взрослого мира, как носителя норм и ценностей.

С увеличением возраста учащихся ценности, как терминальные, так и инструментальные у групп с опытом кооперативного взаимодействия и у групп без опыта кооперативного взаимодействия расходятся: если в 6-7 классах ценности одинаковые, но различны по рангам, то в 10-11 классах ценности преимущественно разные. Таким образом, мы видим, что влияние кооперативного взаимодействия между старшими подростками и учителями на формирование идентификационных характеристик отличается от влияния кооперативного взаимодействия младших подростков и учителей. Следовательно, кооперативное взаимодействие между подростками и учителями наиболее эффективно в подростковом возрасте, а именно в старшем подростковом и юношеском возрастах и влияет на формирование идентификационных характеристик.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0