Техническая эксплуатация систем железнодорожной автоматики и телемеханики за рубежом, страница 4

Таким образом, на данном скоростном участке для микропроцессорных СЖАТ используется фирменный метод технического обслуживания и ремонта.

4. Подготовка и аттестация кадров для технической эксплуатации систем железнодорожной автоматики и телемеханики

На  железных дорогах промышленно развитых стран большое значение придается подготовке кадров для технической эксплуатации СЖАТ.

Для подготовки квалифицированных специалистов по эксплуатации микропроцессорных СЖАТ фирмы-изготовители этих систем организуют обучение, в первую очередь из числа специалистов по обслуживанию традиционных устройств СЦБ, что обходится в три раза дешевле, чем подготовка для этих же целей работников со стороны или других служб [4]. Так, подготовка специалистов по обслуживанию микропроцессорной техники МПЦ EIS выполнялась на специальных курсах, организованных фирмой “Сименс” – изготовителем этой МПЦ из числа специалистов по обслуживанию традиционных устройств СЦБ. В дальнейшем подготовленные специалисты проходили трехмесячную стажировку на станции Мурнау под руководством работников фирмы-изготовителя системы.

Так как надежность МПЦ весьма велика, то существует опасность дисквалификации обслуживающего систему персонала. Для постоянного тренажа обсуживающего персонала в дирекции железной дороги, на которой эксплуатируется система EIS, работал специальный преподаватель. Еще одной формой «тренажа» обслуживающего МПЦ персонала являются регулярные семинары, проводимые фирмами – изготовителями микропроцессорных СЖАТ [4].

Весьма жесткие требования предъявляются к обслуживающему инфраструктуру железных дорог, в том числе СЖАТ, персоналу после приватизации Японских железных дорог. Все лица, причастные к движению поездов, в обязательном порядке проходят психологическое тестирование, как при приеме на работу, так и при перемещениях по службе [10.8]. Остальные работники проходят тестирование один раз в три года. Применяются  более 50 следующих видов тестов:

на качество исполнения задания. При этом оценивается стабильность, быстрота, точность реакций тестируемого;

на умственные способности. Оценивается восприимчивость, логичность мышления, память, способность к счету;

на распределение внимания, то есть на способность из множества факторов правильно выбрать главные;

на альтернативность выбора, в зависимости от стимулов;

на выявление личностных качеств: эмоциональность, выдержка и т.д.

Разработкой тестов для Японских железных дорог занимаются дорожный научно-исследовательский институт (НИИ ЯЖД) и лаборатория научной организации труда.

Результат тестирования оценивается по 5 бальной системе. При этом было достоверно установлено, что  чем выше уровень специалистов на участке, определенный по результатам тестирования, тем меньше на нем происходит аварий. Так, число аварий у специалистов, получивших при аттестации оценку «хорошо», в 1,8 раза меньше, чем у «троечников».

При определении работ, поручаемых тому или иному работнику, учитывают его возрастные особенности.

Исследованиями НИИ ЯЖД было установлено, что у работников в возрасте 50 – 55 лет быстрота реакции уменьшается, в среднем, на 10 %, темп выполнения работ снижается на 15 – 25 %, внимание ухудшается на 20 – 25 %, а восприятие падает на 20 – 25 % по сравнению с работниками, получившими по результатам тестирования оценку   «отлично».

Высокие и стабильные результаты выполнения заданий показывают работники в возрасте  30 – 35 лет, которым и должны поручаться наиболее ответственные работы по обслуживанию устройств. 

Работников в возрасте около 20 лет не рекомендуется использовать в работах, сопряженных со стрессовыми ситуациями, так как этот возраст характерен повышенной эмоциональной неустойчивостью.