Но Наполеон Бонапарт не был бы действительно великим полководцем, если бы дал себя окружить. Используя нерешительность Витгенштейна и ошибки Чичагова, он сумел перехитрить их, начав возводить ложную переправу через Березину, построив мосты у Студенки. Французам в итоге удалось избежать полного уничтожения в сражении на Бере-зине. Историки считают, что именно на Березине исчезла как таковая наполеоновская "Великая армия".
Во главе остатков своей армии император Наполеон добрался до Сморгони. Здесь он оставил их и в сопровождении небольшого конвоя 24 ноября отбыл в Париж. В ходе дальнейшего преследования остатки наполеоновских войск были почти полностью уничтожены.
Великий французский завоеватель потерял на просторах России более 500 тысяч человек, всю кавалерию и почти всю артиллерию. От полного разгрома уцелели только фланговые корпуса Мак-дональда и .Шварценберга, которых спасло поспешное отступление.
Русской армии блистательная победа в Отечественной войне 1812 года тоже далась дорогой ценой. Она потеряла около 300 тысяч человек.
Освобождение территории Российской империи от неприятеля завершилось 14 декабря.
В приказе по армии от 21 декабря "спаситель Отечества" генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, князь Смоленский поздравил войска с полным изгнанием врага из пределов России и призвал их "довершить поражение неприятеля на собственных его полях".
В 1812 году народ России спас свое Отечество от иноземного порабощения, отстоял честь государства и свою национальную независимость. Воины русской армии показали высокие боевые качества, мужество, массовый героизм и самоотверженность.
Разгром "Великой армии" на полях России, а также последующие заграничные походы русской армии 1813 - 1814 гг. сыграли решающую роль в освобождении стран континента от наполеонов-
ской тирании. Французская империя рухнула после того, как союзные войска вступили в поверженный Париж.
Методические рекомендации
1. Во вступительном слове руководителю занятия необходимо подчеркнуть важность темы, определить цель занятия, назвать основные его вопросы, а также обратить внимание слушателей на то, что по данной теме будет проводиться беседа.
2. При изложении первого вопроса желательно, используя географическую карту (соответствующую карту по истории России) показать рубежи расположения армии Наполеона перед вторжением на территорию России и русских войск. Затем проанализировать причины отступления русской армии, рассказать о важнейших сражениях с демонстрацией примеров героизма русских солдат и офицеров, подчеркнуть всенародный характер борьбы с завоевателями.
3. При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть меры по организации М.И. Кутузовым контрнаступления русской армии, показать его замысел и роль различных родов войск в обеспечении успеха русской армии в крупных сражениях и в окончательном изгнании французской армии из России. Целесообразно раскрыть историческое значение Отечественной войны 1812 года.
4. В заключение занятия следует сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к беседе и изучению литературы.
5. В часы самостоятельной работы поручить 1-2 слушателям подготовить тематические выступления и порекомендовать им литературу, довести до группы основные и дополнительные вопросы беседы, организовать просмотр кинофрагментов по теме занятия и изучение рекомендованной литературы.
6. В ходе контрольного занятия заслушать тематические выступления, обсудить ранее указанные вопросы, обратив особое внимание на раскрытие подвига русского солдата в этой войне. В заключение подвести итоги, отметить наиболее активных слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.
Рекомендуемая литература:
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII - XIX вв. Учеб. для 10 кл. - М.: Просвещение, 1996.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.