«Собирание» Русских земель вокруг Москвы
Началом воссоединения Русских земель следует считать XIV в., когда в центре объединительного процесса постепенно встает Московское княжество; особую роль в возвышении Москвы сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1341), которому удалось упрочить свое влияние в Новгороде и приобрести в Орде ярлыки на управление Угличем, Галичем и Белоозером. Перенесение митрополичьей кафедры из Владимира-на-Клязьме в Москве в 1326 г. послужило превращению Москвы не только в политический, но и в духовный центр возрождающейся русской государственности.
Традиционно в объединительном процессе "собирания" русских земель вокруг Москвы хронологически выделяется три этапа.
Первый характеризуется восстановлением хозяйства Северо-Восточных земель, признанием за Московским княжеством лидерства в борьбе с Золотой Ордой. Завершается он победой Дмитрия донского на Куликовом поле (1380). После разгрома Мамая авторитет московских великих князей вырос настолько, что Орда уменьшила размеры дани и признала за ними право передавать великое владимирское княжение по наследству. Уже при Дмитрии Донском к великокняжескому уделу были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома, обширные территории в районе Белоозера и ряд мелких Верхнеокских княжеств. К концу XIV в. влияние Москвы стало распространяться на земли Новгорода (Верхнекамье, Великая и Малая Пермь).
Второй этап объединительного процесса охватывает период с конца XIV по середину XV в., от Куликовской битвы до победы Москвы в ходе феодальной войны.
Наконец, третий этап охватывает период правления «государя всея Руси» Ивана Ш - фактического основателя Московского государства, и его сына Василия III - последнего «собирателя» русских земель. Хронологически это вторая половина XV - первая четверть XVI вв. В это время были присоединены к Москве Ярославское и Московское княжества, а в 1478 г. и сам «Господин Великий Новгород» вынужден был признать власть московского государя. К началу XVI в. земли новгородских бояр были конфискованы в пользу великого князя, а сами землевладельцы выселены в центральные районы Московского государства.
В 1480 г. после «стояния на Угре» пало ордынское владычество над Русью. В последующем к Москве были окончательно присоединены тверские и псковские земли, ликвидирована самостоятельность Рязанского княжества.
На рубеже XV-XVI вв. определится перевес Московского государства в борьбе с главным противником на западных рубежах - Литвой. В результате усилилось стремление входивших в состав Литовского государства восточнославянских земель к воссоединению с Москвой. Под руку московского государя от Литвы перешли Верховские (расположенные в верховьях Оки) княжества, а их князья (Воротынские, Одоевские, Новосельские, Бельские) перешли на службу к Ивану III. А великий князь Литвы был вынужден признать изменение границ в пользу Москвы. Всего в состав Русского централизованного государства таким образом вошло 25 городов и 70 волостей, а после неудачных для Литвы военных кампаний начала XVI в. к Москве отошли земли Северной Украины (Черниговщина), Смоленщина, а также некоторые другие. В итоге "собирания" русских земель вокруг Москвы оформилась самая крупная по занимаемой территории держава на европейском континенте, которая с начала XVI в. стала именоваться Россией.
Однако процесс образования единого централизованного государства был еще далеко не завершен. Объединение русских земель произошло только на части территории, которая издревле принадлежала Руси. Этническое большинство, населявшее земли, отторгнутые Литвой, Польшей и Венгрией, на которых формировались белорусская и украинская народности, длительное время идентифицировало себя с «Русью». Общая историческая судьба, культурное и религиозное единство и минимальные языковые различия, особенно в ранней стадии образования трех восточнославянских этносов - русского, украинского и белорусского - обусловили стремление к подлинному единению, основой которого являлся «освободительный потенциал» и возмущение, вызванное насильственным насаждением западнославянской культуры в польско-литовском государстве, распространением католицизма и униатства, «ополячиванием» восточнославянских земель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.