Контроль состояния цепей автоматики и связи и определение места повреждения: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине "Линии железнодорожной автоматики, телемеханики и связи", страница 5

                                                  .                                                   (1)

            результат измерений занести в соответствующие  столбцы левой части табл. 3.

            Таблица 3

№ пар

Измеренное сопротивление изоляции, МОм

Расчетное сопротивление изоляции на 1 км линии, МОм·км

Rиз12

Rиз13

Rиз23

Rиз12 

Rиз13

Rиз”  23

1

2

3

4

5

Пересчет сопротивление изоляции на длину 1км

     С учетом допущения об однородности распределения сопротивления изоляции по длине цепи ее километрическое значение можно рассчитать умножив измеренное значение сопротивления изоляции на длину кабельной линии. Ориентировочная длина кабельной линии задается преподавателем, точное значение определяется по измеренному значению сопротивления шлейфа с учетом  диаметра жил, температуры кабеля при измерениях.  Результаты занести в соответствующие столбцы правой части табл. 3. Сделать выводы об исправности или неисправности цепей по сопротивлению изоляции.

               4.2. Измерение сопротивления шлейфа

     При измерении сопротивлений величиной до 100 МОм предварительно  определяют сопротивление соединительных проводов и вычитают его из измеряемых величин сопротивления шлейфа.

            Измерения  выполняются по схеме моста Витстона рис.2 только, для исправных по Rиз пар, в следующей последовательности:

Рис. 2

1.  Подключить измеряемую пару к клеммам «1» и «2»,  прибора ПКП-5, противоположный конец исследуемой цепи  закоротить.

2.  Установить:                                                                                                                                                -  переключатель «РОД РАБОТЫ» в положение  «Rшл»;

-  переключатель «ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ЛИНИЙ» в положение «М1»;

      - переключатель   «ДИАПАЗОНЫ ИЗМЕРЕНИЙ» в положение  «х1» по столбцу Rшл;

      - переключатель «ЧУВСИВИТЕЛЬНОСТЬ» в положение « 1» по левому столбцу;

      - стрелку измерительного прибора  на отметку « ¥ », ручкой потенциометра

          «Установка  ¥ »,  указанная отметка совпадает с нулевым значением по шкале nF. Эта точка шкалы стрелочного прибора соответствует уравновешенному состоянию мостовой схемы.

3.  Уравновесить мост:

-  установить на магазине сопротивлений ориентировочное (расчетное) значение сопротивления шлейфа на основании указанных преподавателем исходных данных. Если в процессе уравновешивания мостовой схемы  кнопка «Измерение М» была по какой либо причине отпущена, то необходимо переключатель «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» каждый раз вновь устанавливать в положение    «1» перед новым нажатием кнопки «Измерение М». После достижения равновесия мостовой схемы перед отпусканием кнопки «Измерение М» установить переключатель «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» в положение «1» для уменьшения силы механического воздействия  на стрелочный прибор;

-  нажать кнопку «ИЗМЕРЕНИЕ М» и удерживая ее в этом положении, установить стрелку измерительного прибора на отметку «0», используя наибольшее число декад магазина сопротивлений. Отклонение стрелки вправо от положения равновесия означает, что установленное на магазине значение сопротивления меньше измеряемого значения, а при отклонении влево – наоборот больше.

-  перевести ручку переключателя «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» последовательно в положение 2, 3 итд для повышения точности измерения (если при достижении максимальных   значений декад магазина  сопротивлений не удается достигнуть  равновесия моста, то переключатель  «ДИАПАЗОНЫ ИЗМЕРЕНИЯ» последовательно переведите  в положения « х10 », « х10 »,  « х1000 » по столбцу   Rшл; если  мост и в этом случае  не удается уравновесить, то в цепи имеет место обрыв жил или    отсутствие в цепи электрического контакта.)

4. Измеренное значение сопротивления шлейфа Rшл  рассчитывается по формуле:

                                         ,                           Ом                                                                       (2)