Технология производства работ одноковшовыми экскаваторами для возведения земляного полотна автомобильных дорог, страница 3

Угол поворота стрелы экскаватора под разгрузку не должен превышать 90°. Транспорт подают под погрузку поочередно вдоль обоих бортов забоя. При отсутствии автосамосвала грунт отсыпают в промежуточный отвал с последующим перемещением бульдозером в кавальеры.

Если имеется возможность движения транспортных средств по дну раз­рабатываемой траншеи (ограничения связаны с шириной проходки по низу и возможностью маневра автосамосвала), наиболее приемлемым становится . челночный метод разработки грунта. В этом случае экскаватор копает грунт попеременно то с правой, то с левой стороны от места установки автосамосвала, а разгрузку производит практически на ходу, поворачиваясь от одной зоны копания к другой. Угол уменьшается до 10-15° и производительность экскаватора может быть повышена почти вдвое.

Боковой забой применяется чаще всего при возведении небольших по высоте насыпей из грунта боковых резервов (рисунок 2.20).

Параметры забоя должны обеспечить возможность послойной отсыпки грунта по всей ширине насыпи. Лишь полосу небольшой ширины, около .1 м, удается перекрыть за счет естественного развала грунта при разгрузке.

Рисунок 2.20 - Боковой забой драглайна при возведении насыпи из резерва

Исходя из рисунка 2.20 максимальная высота насыпи

                                                             (2.27)

Площади сечений насыпи и резерва определяется по формулам:

Fн = (В + mНнн ;

Fр = (bр + nhр)hр ;

Fр = kFн ,

где k - коэффициент, учитывающий уплотнение грунта в насыпи;

hр(bр + nhр) = kНн(b + mHн);

                                                              (2.28)

При двустороннем заложении резервов для широких насыпей и произ­водстве работ двумя экскаваторами

Rр = 0,5bэ + mНн + 0,5В;

                                                                               (2.29)

Fр = 0,5kFн;

                                                                      (2.30)

Максимальная ширина резерва поверху определяется исходя из величи­ны практического радиуса копания Rп:

Вр = Rп - 0,5bЭ - 1,5,                                                                              (2.31)

где 1,5 - запас на устойчивость откоса резерва при передвижении экскава­тора, м.

2.4.5 Расчетные параметры при работе погрузчиков

Одноковшовые фронтальные погрузчики, оснащенные землеройными ковшами, предназначены для разработки грунта 1-Ш группы с погрузкой в транспортные средства или перемещением в отвал, а также для погрузки разрыхленного скального или мерзлого грунта в автосамосвалы.

Эффективность одноковшовых погрузчиков как землеройно-транспортных машин ограничена дальностью перемещения грунта на рас­стояния до 130-150 м. При больших расстояниях целесообразно применять транспортные средства.

Трудоемкость погрузо-разгрузочных работ, выполняемых большегруз­ными погрузчиками при равной производительности, в 1,5-2 раза меньше, чем у экскаваторов.

Рабочий цикл погрузчика состоит из 4-х элементов:

-  набор грунта;

-  передвижение для разгрузки (в отвал или транспортное средство);

-  разгрузка грунта;

-  возврат в забой.

При наборе погрузчики внедряют ковш в грунт с разгона, реализуя го­ризонтальное усилие, примерно равное массе машины. Затем ковш повора­чивается, наполняется и поднимается кверху. С поднятым ковшом машина отъезжает от забоя, при необходимости разворачивается и производит раз грузку грунта.

При работе погрузчика с транспортными средствами определяются: наибольшая высота разгрузки Н и вылет кромки ковша L (рисунок 2.21).

Рисунок 2.21—Схема загрузки автосамосвала погрузчиком

Наибольшая высота разгрузки определяется по формуле

Н = hт + ∆h,                                                                                         (2.32)

где hт - высота до верха кузова транспортного средства, м;

h - минимальный зазор между кромкой ковша и верхом кузова, при­нимается равным 0,1- 0,2 м.

Вылет кромки ковша

                                                                                    (2.33)

где Шк - ширина кузова, м;

l - расстояние от торцевой поверхности колеса автосамосвала до стенки кузова, м.

2.4.6 Размещение экскаваторных проходок в массиве груша

Проходки проектируются по ярусам с использованием следующих схем (рисунок 2.22).

Рисунок 2.22-Расположение проходок:

а - параллельная с односторонней вывозкой грунта; б — полигональная с двусторонней вывозкой грунта; в - лучевая с односторонней вывозкой грунта; г - лучевая с двусторонней вывозкой грунта

По первой схеме проходки прокладываются параллельно проектной ли­нии, поэтому использование ее в недренирующих грунтах возможно при условии, что проектный уклон обеспечит надлежащий водоотвод из забоев. Продольный уклон должен быть не менее 3 ‰.

По второй схеме проходки проектируют с учетом конфигурации земной поверхности, и продольный уклон оказывается переменным, но это обеспе­чивает лучший водоотвод н полную высоту верхнего яруса.

Лучеобразное расположение проходок используется реже предыдущих схем из-за непостоянства высоты забоев и увеличенного пути зарезания, на­дает постепенное уменьшение продольного уклона и надлежащий водоотвод.