Технология производства работ одноковшовыми экскаваторами для возведения земляного полотна автомобильных дорог, страница 2

где R - максимальный радиус копания, м;

r - наибольший радиус копания на уровне стоянки, м.

Длина передвижки экскаватора

                                                                                          (2.12)

где qэ - вместимость ковша экскаватора, мэ.

Остальные параметры, исходя из рисунка 2.16, связаны следующими соотношениями:

                                                                                         (2.13)

                                                                                         (2.14)

                                                                       (1.15)

где  - средний радиус разгрузки, м;

hя = Нр – 0,5 – hт ;                                                                                      (2.16)

                                                                                          (2.17)

Средний угол поворота на разгрузку Ор при использовании боковой одноярус­ной проходки (рисунок 2.17) составляет 50-90°. Причем экскаватор располагают в забое, чтобы поворот на острие мыска происходил с углом αп не более 45°. Тогда наибольшее расстояние от нижней кромки открытого борта до оси экскаватора

                                                                           (2.18)

Рисунок 2.17- Схема бокового одноярусного забоя экскаватора прямая лопата

Наименьшее расстояние до ближайшего борта определяется из условия что хвостовая часть экскаватора не задевает этого борта, для чего оставля­ется просвет не менее 0,7 м,

                                                                                     (2.19)

При подаче автомобиля под погрузку со стороны открытого борта безо­пасное расстояние до кромки его кузова lт определяется радиусом, описы­ваемым хвостовой частью экскаватора,

lт = Rх + 1,0                                                                                            (2.20)

Лобовая проходка (рисунок 2.18) неблагоприятна потому, что транс­портные средства подаются, сзади экскаватора и необходим поворот с боль­шим углом для разгрузки ковша. Кроме того, в забое необходимо выполнять многочисленные маневры автосамосвала, которые часто затруднены.

Рисунок 2.18- Схема разработки выем­ки:

а - лобовым забоем;

б - уширенным забоем,

1 - траектория перемещения экскаватора

Полный угол экскавации р при этом составляет около 160°, а средний угол поворота на разгрузку Ор не должен превышать 135°, что позволяет пользоваться нормами выработки машин, приведенными в ЕНиР [7].

При работе лобовым уширенным забоем максимальная ширина проходки

Вуш = 2В1 + lст ,                                                                                          (2.21)

где lст - расстояние между крайними стоянками экскаватора при перемеще­нии его поперек забоя, м.

2.4.4. Параметры забоев и проходок для экскаваторов с оборудованием драглайн

Драглайны обладают значительно большими, чем прямые лопаты, ра­диусами копания и разгрузки, высотой разгрузки, что позволяет получить большие по ширине размеры забоев. В то же время, за счет меньшей точно­сти работы, из-за гибкой подвески ковша, приходится мириться с недобо­ром грунта до проектных отметок 0,1-0,2 м.

Наиболее распространенными при работе драглайна являются лобовая (торцевая) и боковая проходки.

При продольном перемещении драглайна по оси выемки образуется ло­бовая проходка с параметрами, представленными на рисунке 2.19.

Рисунок 2.19 - Торцевой забой драглайна при разработке выемки:

В5 - расстояние от оси забоя до нижней бровки бокового откоса, м;

αр - угол поворота на разгрузку;

β - полный угол экскавации грунта, β = 100...120˚;

γδ - угол наклона бокового откоса к горизонту;

θ - угол наклона торцевого откоса к горизонту;

Б - база экскаватора, м

Расстояние от оси забоя до верхней бровки бокового откоса определя­ется так же, как и для экскаватора прямая лопата по формуле (2.13)

Расстояние от оси забоя до нижней бровки бокового откоса находится из выражения

В5 = В1 – Нcrg γδ                                                                                     (2.22)

Если ширина забоя по низу определяется конкретными размерами вы­емки (ширина основания плюс ширина двух кюветов), то высота забоя

                                                                                     (2.23)

где В - ширина выемки по низу с учетом двух кюветов, м.

Предельная глубина выемки при разработке ее профиля за один проход не должна превышать наибольшей глубины копания для принятого экскава­тора.

Длина передвижки

                                                                               (2.24)

где  - минимальный радиус копания на уровне стоянки, м, по условию устойчивости драглайна

                                                                                      (2.25)

Ориентировочно длина передвижки может приниматься около 20 % от длины стрелы Lс:

Lп = (0,1…0,2)Lс                                                                                         (2.26)