1.1.1 Технологичность конструкций дорожных одежд
Современные дорожные одежды состоят из нескольких конструктивных слоев:
- покрытия - верхнего слоя дорожной одежды, состоящего из слоя износа и одного или нескольких несущих слоев;
- основания, которое может состоять из верхнего и нижнего несущих слоев;
- дополнительных слоев различного назначения: дренирующих, морозозащитных, изоляционных, выравнивающих и т. п.
Слоистые конструкции дорожных одежд с постепенным изменением прочности слоев имеют ряд преимуществ:
- конструктивные — обеспечение плавного изменения прочности конструктивных слоев дорожной одежды;
- технико-экономические - возможность рационального использования в минимальных размерах высокопрочных материалов для верхних слоев покрытий и в достаточно больших количествах местных материалов, включая фунты, обработанные вяжущими, для нижних слоев покрытий и всех слоев оснований;
- технологические - обеспечение пропуска рабочего движения по отдельным слоям дорожной одежды с проверкой прочности слоев и дополнительной укаткой движением.
Технологичность дорожных конструкций зависит от их свойств, позволяющих использовать наиболее экономичные технологические приемы и процессы без снижения качества работ.
Она характеризуется следующими требованиями:
- возможностью выполнения работ поточным методом при наибольшем уровне механизации работ и наименьшем количестве типов дорожных машин;
-
разработкой
конструкции дорожной одежды совместно с конструкцией земляного полотна -
упрочение верха земляного полотна со снижением
толщины и стоимости дорожной одежды;
- сокращением количества конструктивных слоев;
-
простотой
конструкции — минимум операций с наименьшими затратами
времени по укладке и формированию слоев одежды;
- применением однотипных конструкций на возможно большем протяжении строящейся дороги с соответствующим улучшением условий работы обеспечивающих заводов и предприятий;
-
возможностью обеспечения в процессе работы
движения рабочего
транспорта по верху земляного полотна и по всем слоям дорожной одежды;
- использованием дорогостоящих материалов лишь в верхних слоях дорожной одежды при наименьших технически целесообразных толщинах с переходом в нижележащих слоях к материалам более низкой стоимости;
- широким использованием в слоях основания, особенно нижних, местных материалов в естественном виде, а также улучшенных различными методами;
- укреплением обочин грунтами оптимального состава или грунтами, укрепленными щебнем, гравием с последующим засевом травами, с возможностью заезда на обочины без их повреждения;
- устройством специальных дополнительных слоев основания, в том числе дренирующих, на полную ширину земляного полотна.
Высокой технологичностью отличаются: асфальтобетонные смеси различных составов, шлаковые, щебеночные и гравийные материалы, обработанные органическими вяжущими, допускающие немедленный проезд рабочего транспорта по слоям из этих материалов. Указанные материалы дают возможность исправления местных дефектов несложными способами.
Средней технологичностью обладают слои дорожных одежд с применением неорганических вяжущих, требующие значительного времени выдерживания без заезда на них и специального ухода в период набора прочности.
Нетехнологичны пески, применяемые в естественном состоянии. Они не допускают проезда по ним и весьма затрудняют укладку вышележащих слоев с неизбежным смешением материалов на границе слоев. Особенно нетехнологичны конструкции с песком, укладываемым в так называемое корыто, так как это ведет к аккумуляции воды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.