4 СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
4.1 Сооружение земляного полотна в зимний период
4.1.1 Особенности зимних земляных работ
Стоимость сооружения земляного полотна зимой на 20 % и более дороже, чем летом, поэтому существенную роль играет правильный выбор объектов и рациональных способов производства работ. Предпочтение необходимо отдавать сосредоточенным земляным работам - разработке глубоких выемок, отсыпке высоких насыпей.
Для возведения насыпей в зимнее время могут применяться без ограничений предварительно разрыхленные скальные грунты, гравий, щебень, крупный и средний пески. Допускается применять мелкие и пылеватые пески, а также глинистые грунты, влажность которых не превышает 0,9 от влажности на границе раскатывания.
Не допускается отсыпка насыпей в зимнее время из жирных глин, меловых, тальковых и трепельных грунтов.
Выемки в разрыхленных скальных, маловлажных песчаных, щебенистых и гравийных грунтах следует разрабатывать в зимнее время экскаваторами, скреперами и бульдозерами обычными методами. В остальных грунтах выемки следует разрабатывать с предварительным рыхлением грунта на полную ширину земляного полотна.
В процессе возведения насыпей в зимнее время на месте производства работ должны вестись наблюдения за температурой воздуха и грунта, количеством и размером мерзлых комьев, укладываемых в насыпь, количеством осадков, направлением и скоростью ветра.
Общее количество мерзлого грунта в насыпи не должно превышать:
- 20 % - для дорог, покрытие которых устраивается в том же году;
- 50 % - для дорог с капитальными типами покрытий, устраиваемых в следующем году.
Размер мерзлых комьев зависит от вида грунтоуплотняющих машин. Наиболее эффективны для уплотнения грунтов в зимних условиях тяжелые решетчатые катки массой 25-30 т и трамбующие машины. Допускаемый размер мерзлых комьев составляет 15 см при уплотнении катками массой более 25 т; 30 см - при уплотнении трамбующими машинами. Максимальный размер комьев не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя. Мерзлый грунт в насыпи размещается равномерно на расстоянии не ближе 1 м от поверхности откосов и верхней площадки.
Толщину отсыпаемых слоев принимают в зависимости от свойств и состояния грунта, а также от температуры воздуха. Чем ниже температура, тем толще должны быть слои (меньше потери тепла), что замедляет промерзание грунта. Но в сравнении с летним периодом толщина слоев уменьшается на 25-30 %
Насыпи из связных грунтов возводят с учетом их уплотнения и осадки после оттаивания из расчета 5 % их высоты в суровых природных условиях и 3 % высоты в районах с мягкими зимами.
Режим уплотнения надлежит определять методом пробной укатки. Необходимо добиваться значения коэффициента уплотнения Куп≥0,95. Ввиду уменьшения длины захваток в зимнее время проходы катков организовывают по челночной схеме.
Грузоподъемность и количество автосамосвалов, а также число машин для разравнивания и уплотнения грунта назначают с учетом дальности транспортирования грунта, температуры воздуха и скорости ветра. Понижение температуры воздуха и увеличение скорости ветра существенно сокращают возможную продолжительность уплотнения грунта, который до конца уплотнения должен сохранять талое состояние.
При перевозке грунтов зимой, особенно глинистых, следует использовать автосамосвалы с обогреваемыми кузовами. Кроме этого, для предотвращения налипания грунта внутреннюю поверхность кузова необходимо смачивать при температурах:
- до минус 20°С - растворами азотнокислого натрия, натриевой или кальциевой селитры, мочевиной и другими с концентрацией от 30 до 50 %;
- ниже минус 20°С - отработанным автолом, автолом или другими противоморозными реагентами.
Эффективность сооружения земляного полотна зимой повышается при трехсменной работе, в крайнем случае - двухсменной. При работе в одну смену подготовленный к разработке грунт в ночное время смерзается, особенно при температуре воздуха ниже минус 15 °С.
Для предотвращения промерзания грунта в открытых забоях и вторичного смерзания разрыхленного грунта необходимо:
- не раскрывать площади грунта, покрытые теплоизоляционным мате риалом или снегом до начала производства работ на них;
- защищать от промерзания грунт открытых частей забоев, подлежащих разработке при последующих проходках;
- вести работы без длительных перерывов.
В случае вынужденных перерывов в работе вследствие метеорологических условий (метели, бураны, сильные морозы) либо выхода из строя машин необходимо тщательно утеплять забой.
Оставлять транспортные средства на время перерывов в работе полностью или частично не разгруженными не допускается.
4.1.2 Подготовительные работы
До начала земляных работ на объектах, намеченных к строительству в зимних условиях, кроме общих подготовительных работ, должны быть выполнены специальные подготовительные работы:
1) установка снегонезаносимых разбивочных знаков;
2) подготовка подъездных путей;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.