Сооружение земляного полотна в зимний период

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

4 СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ОСОБЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

4.1 Сооружение земляного полотна в зимний период

4.1.1 Особенности зимних земляных работ

Стоимость сооружения земляного полотна зимой на 20 % и более до­роже, чем летом, поэтому существенную роль играет правильный выбор объектов и рациональных способов производства работ. Предпочтение необходимо отдавать сосредоточенным земляным работам - разработке глу­боких выемок, отсыпке высоких насыпей.

Для возведения насыпей в зимнее время могут применяться без ог­раничений предварительно разрыхленные скальные грунты, гравий, щебень, крупный и средний пески. Допускается применять мелкие и пылеватые пески, а также глинистые грунты, влажность которых не превышает 0,9 от влажности на границе раскатывания.

Не допускается отсыпка насыпей в зимнее время из жирных глин, мело­вых, тальковых и трепельных грунтов.

Выемки в разрыхленных скальных, маловлажных песчаных, щебенис­тых и гравийных грунтах следует разрабатывать в зимнее время экска­ваторами, скреперами и бульдозерами обычными методами. В остальных грунтах выемки следует разрабатывать с предварительным рыхлением грунта на полную ширину земляного полотна.

В процессе возведения насыпей в зимнее время на месте производства работ должны вестись наблюдения за температурой воздуха и грунта, коли­чеством и размером мерзлых комьев, укладываемых в насыпь, количеством осадков, направлением и скоростью ветра.

Общее количество мерзлого грунта в насыпи не должно превышать:

- 20 % - для дорог, покрытие которых устраивается в том же году;

- 50 % - для дорог с капитальными типами покрытий, устраиваемых в следующем году.

Размер мерзлых комьев зависит от вида грунтоуплотняющих машин. Наиболее эффективны для уплотнения грунтов в зимних условиях тяжелые решетчатые катки массой 25-30 т и трамбующие машины. Допускаемый размер мерзлых комьев составляет 15 см при уплотнении катками массой более 25 т; 30 см - при уплотнении трамбующими машинами. Максималь­ный размер комьев не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя. Мерзлый грунт в насыпи размещается равномерно на расстоянии не ближе 1 м от поверхности откосов и верхней площадки.

Толщину отсыпаемых слоев принимают в зависимости от свойств и со­стояния грунта, а также от температуры воздуха. Чем ниже температура, тем толще должны быть слои (меньше потери тепла), что замедляет про­мерзание грунта. Но в сравнении с летним периодом толщина слоев уменьша­ется на 25-30 %

Насыпи из связных грунтов возводят с учетом их уплотнения и осадки после оттаивания из расчета 5 % их высоты в суровых природных условиях и 3 % высоты в районах с мягкими зимами.

Режим уплотнения надлежит определять методом пробной укатки. Не­обходимо добиваться значения коэффициента уплотнения Куп≥0,95. Ввиду уменьшения длины захваток в зимнее время проходы катков организовывают по челночной схеме.

Грузоподъемность и количество автосамосвалов, а также число машин для разравнивания и уплотнения грунта назначают с учетом дальности транспортирования грунта, температуры воздуха и скорости ветра. Пони­жение температуры воздуха и увеличение скорости ветра существенно со­кращают возможную продолжительность уплотнения грунта, который до конца уплотнения должен сохранять талое состояние.

При перевозке грунтов зимой, особенно глинистых, следует использо­вать автосамосвалы с обогреваемыми кузовами. Кроме этого, для предот­вращения налипания грунта внутреннюю поверхность кузова необходимо смачивать при температурах:

-  до минус 20°С - растворами азотнокислого натрия, натриевой или кальциевой селитры, мочевиной и другими с концентрацией от 30 до 50 %;

-  ниже минус 20°С - отработанным автолом, автолом или другими противоморозными реагентами.

Эффективность сооружения земляного полотна зимой повышается при трехсменной работе, в крайнем случае - двухсменной. При работе в одну смену подготовленный к разработке грунт в ночное время смерзается, осо­бенно при температуре воздуха ниже минус 15 °С.

Для предотвращения промерзания грунта в открытых забоях и вто­ричного смерзания разрыхленного грунта необходимо:

-  не раскрывать площади грунта, покрытые теплоизоляционным мате­ риалом или снегом до начала производства работ на них;

-  защищать от промерзания грунт открытых частей забоев, подлежащих разработке при последующих проходках;

-  вести работы без длительных перерывов.

В случае вынужденных перерывов в работе вследствие метеорологи­ческих условий (метели, бураны, сильные морозы) либо выхода из строя машин необходимо тщательно утеплять забой.

Оставлять транспортные средства на время перерывов в работе полностью или частично не разгруженными не допускается.

4.1.2 Подготовительные работы

До начала земляных работ на объектах, намеченных к строительству в зимних условиях, кроме общих подготовительных работ, должны быть вы­полнены специальные подготовительные работы:

1)  установка снегонезаносимых разбивочных знаков;

2)  подготовка подъездных путей;

Похожие материалы

Информация о работе