2.6 Производительность экскаваторов. Проектирование работы транспортных средств
2.6.1 Производительность экскаваторов и погрузчиков
Теоретическая производительность П0, м3/ч, одноковшовых экскаваторов
По = qn, (2.36)
где q - объем ковша экскаватора,м3;
n - максимально возможное число рабочих циклов за 1 ч работы экскаватора.
В соответствии с действующим стандартом продолжительность рабочего цикла определяется для средних параметров забоя при разработке грунта III группы в отвал с поворотом платформы на разгрузку на угол 90°. В справочниках продолжительность рабочего цикла для конкретного экскаватора приводится в секундах, поэтому число рабочих циклов за 1 ч
(2.37)
где tц - продолжительность рабочего цикла экскаватора, с.
Тогда
Техническая производительность Пт м3/ч, определяется как средняя производительность экскаватора за 1 ч непрерывной работы с конкретными грунтами:
ПТ = ПоКн/КР, (2.38)
где Кн - коэффициент наполнения ковша, зависящий от вида грунта и рабочего оборудования экскаватора;
КР - коэффициент разрыхления грунта, равный отношению плотности грунта в естественном состоянии к плотности разработанного грунта.
Эксплуатационная производительность определяется с учетом продуктивной работы экскаватора в течение одной смены на конкретном производственном участке:
Пэ = ПтТКвλ (2.39)
где Т - продолжительность рабочей смены, ч;
Кр - коэффициент использования экскаватора по времени, зависящий от способа разработки и вида грунта (приводятся в ЕниР [6]);
λ - технологический коэффициент, зависящий от конкретных производственных условий на участке работ.
В конечном виде формула для подсчета эксплуатационной производительности одноковшовых экскаваторов выглядит таким образом:
(2.40)
а при продолжительности рабочей смены в 8,0 ч
(2.41)
где n1 - количество экскаваций грунта в минуту, n1 = 60/tц.
Производительность погрузчиков определяется аналогично по формуле (2.40). Продолжительность рабочего цикла одноковшовых фронтальных погрузчиков является функцией их главного параметра - грузоподъемности Gпи может быть вычислена по формулам:
- для погрузчиков на пневмоколесном ходу
tц = 34,4 + 0,56Gп; (2.42)
- для погрузчиков на гусеничном ходу
tц = 40 + Gп (2.43)
Производительность многоковшовых экскаваторов зависит от условий производства конкретного вида работ.
Техническая производительность траншейных экскаваторов
ПТ = АvР, (2.44)
где А - площадь поперечного сечения траншеи, м2;
vр - максимальная рабочая скорость передвижения экскаватора в конкретных грунтовых условиях при заданной площади траншеи, м/ч.
Тогда эксплуатационная производительность
Пэ = АvРТКв (2.45)
Эксплуатационная производительность роторно-стрелового экскаватора
(2.46)
где nа - частота вращения ротора, зависящая от вида грунта, мин-1;
z - число ковшей на роторе, шт.
При расчете эксплуатационной производительности многоковшовых экскаваторов коэффициент λ не учитывается.
2.6.2 Технология возведения насыпей с использованием автомобилей-самосвалов
В зависимости от рельефа местности, конструкции земляного полотна, несущей способности основания и некоторых других факторов насыпи возводят с использованием трех основных способов (рисунок 2.25):
а) сыпка;
б) отсыпка с головы;
в) комбинированный.
Рисунок 2.25 - Схемы отсыпки насыпей:
а - послойная; б - с головы; е - комбинированный способ
Послойная отсыпка насыпей с использованием автомобилей-самосвалов производится по двум схемам:
1) кольцевая;
2) тупиковая,
Выбор схемы зависит от ширины и высоты возводимой насыпи и условий подъезда автомобилей-самосвалов.
Кольцевая схема (рисунок 2.26) целесообразна при возведении широких насыпей высотой до 5 м или нижней части насыпей высотой более 5 м, когда проезд автосамосвала за пределами земляного полотна не вызывает затруднений и не требуется значительных затрат на содержание землевозных дорог. В этом случае груженые автосамосвалы движутся по отсыпанному слою к месту разгрузки, а обратно проходят за пределами насыпи, съезжая с нее в определенном месте.
По ширине насыпь делится на две полосы. Одну полосу используют для сквозного проезда автосамосвала, а другую, рабочую, для наращивания насыпи по высоте. Рабочая полоса делится по длине на две захватки. На одной производится разгрузка грунта с разравниванием его бульдозерами, на другой - уплотнение грунта.
Рисунок 2.26 - Схемы отсыпки насыпи с кольцевой ездой автосамосвалов:
I - зона отсыпки слоя насыпи; II — зона движения груженых автосамосвалов; 1 - направление движения груженых автосамосвалов; 2 - подача автосамосвалов под разгрузку; 3 - направление движении порожних автосамосвалов в забой; 4 - разравнивание грунта бульдозером; 5 - уплотнение грунта грунтоуплотняющей машиной
Если движение автосамосвала за пределами насыпи затруднительно или насыпь имеет значительную высоту (более 5 м), что усложняет и удорожает устройство съездов, а также на подходах к мостам используют тупиковую схему отсыпки с разворотом машин на насыпи (рисунок 2.27). При этом ширина насыпи должна быть не менее 11-12 м.
Рисунок 2.27 - Схема отсыпки слоев с разворотом автосамосвалов на насыпи:
1 - автосамосвалы; 2 - разравнивание грунта бульдозером; 3 - уплотнение грунта грунтоуплотняющей машиной; 4 и 5 - направление движения груженых и порожних автосамосвалов
При возведении верхней части высоких насыпей шириной менее 11 м (дороги IV и V категорий) также используют тупиковую схему (рисунок 2.28). При этом автосамосвал разворачивается на широком участке насыпи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.