8 Деталь проекта. Расчет виража
На прямолинейных участках автомобильных дорог, а также на закруглениях с большими радиусами проезжую часть устраивают с двухслойным поперечным профилем.
При движении на кривой с R≤2000м с двухслойным профилем проезжей части условия устойчивости для автомобилей, движущихся в разных направлениях неодинаковы.
Для автомобилей, которые движутся по внешней стороне проезжей части, имеющей уклон от центра кривой, условие менее благоприятны чем для автомобилей, находящихся с внутренней стороны. Устойчивость автомобиля снижается, так как состовляющая веса, параллельная уклону проезжей части, складывается с соответствующей проекцией центробежной силы. Потому на кривых для повышения устойчивости автомобиля и большей уверенности управления устраивают односкатный поперечный профиль – вираж с уклоном презжей части и обочин к центру кривой. Односкатный поперечный профиль виража устраиваем на всем протяжении кривой. Поперечный уклон виража назначаем в зависимости от радиуса кривой.
Вираж состоит из трех частей: двух отгонов виража и самого виража. Отгон виража устраиваем на переходных кривых, где происходит переход от двухскатного профиля на прямом участке до односкатного на кривой.
Исходные данные:
1. Категория дороги – ІІІ
2. Радиус кривой в плане – 1800 м
3. Расчетная скорость движения 100км/час
4. Длина переходной кривой ℓ= 180 м
5. Ширина проезжей части – 7,0 м
6. Ширина обочин – 2,5 м
7. Поперечный уклон презжей части - 20‰
8. Уклон обочин - 40‰
9. Уклон виража – ib=30‰
Расчет
1.Определяем условный дополнительный продольный уклон проезжей части:
Iдоп=(0,5b(iп.ч+ib))/l=(0,5·7(0,020+0,030))/180=0,001
где b-ширина проезжей части;
iп.ч и ib- поперечный уклон проезжей части и и уклон виража;
l-длина переходной кривой.
Так как дополнительный уклон получился менее 3‰,назначаем Iдоп =3‰.
Длина участка перехода от двухслойного поперечного профеля к однослойному уклону раному уклону проезжей части по формуле:
X= (b· iп.ч)/ Iдоп=(7·0,02)/0,003=46,7 м
Отгон виража на участке x производится прямопропорционально его длине. Поперечный уклон обочины и проезжей части с внешней стороны закругления на участки x определяется по формуле:
I=((2·s· iп.ч)/x)- iп.ч
где s- расстояние от начало переходной кривой до рассматриваемого сечения.
I0=((2·0·20)/46,7)-20=-20‰
I10=((2·10·20)/46,7)-20=-11,45‰
I20= ((2·20·20)/46,7)-20=-2,87‰
I30= ((2·30·20)/46,7)-20=5,7‰
I40= ((2·40·20)/46,7)-20=14,26‰
I46,7= ((2·46,7·20)/46,7)-20=20‰
На оставшейся части переходной кривой отгон виража осуществляется прямопропорционльно ее длине. Поперечный уклон на всю ширину земленого полотна определяется по формуле:
I=(((s-x)·( ib- iп.ч))/l-x)+ iп.ч
где s – расстояние от начала отгона виража;
x – расстояние от начала переходной кривой до пеперечного сечения, где поперечный уклон земленого полотна равен 20‰;
ib – уклон виража;
iп.ч- уклон проезжей части;
l- длина переходной кривой
i50=(((50·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=20,25‰
i60=(((60·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=21,00‰
i70=(((70·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=21,75‰
i80=(((80·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=22,5‰
i90=(((90·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=23,25‰
i100=(((100·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=24,00‰
i110=(((110·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=24,75‰
i120=(((120·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=25,50‰
i130=(((130·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=26,25‰
i140=(((140·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=27,00‰
i150=(((150·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=27,75‰
i160=(((160·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=28,50‰
i170=(((170·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=29,25‰
i180=(((180·46,7)·(30-20))/180-46,7)+20=30‰
Расчет превышений
А) оси над бровкой земленого полотна
H0=c·i0+0,5b· iп.ч
где i0 – уклон обочины;
с -ширина обочины;
b – ширина проезжей части;
iп.ч – уклон проезжей части.
H0 = 2,5·0,04+0,5·7·0,02=0,17 м
При радиусе более 1000 м уширение проезжей части неустраивается.
На участке x привышение внутренней кромки порезжей части:
Hc=H0-iпр(0,5+Δb)
Где Δb – уширение проезжей части Δb=0.
На участке υ…46,7 м.
Hc=0,17-0,02(0,5·7+0)=0,10 м
На оставшиеся части переходной кривой привышение внутренней кромки проезжей части:
Hc=H0-0,5b· iп.ч
Где iп.ч – уклон проезжей части на каждом поперечнике
Hc(50)=0,17-0,5·7·0,02025=0,10 м
Hc(60)=0,17-0,5·7·0,021=0,097 м
Hc(70)=0,17-0,5·7·0,02175=0,094 м
Hc(80)=0,17-0,5·7·0,002250=0,091 м
Hc(90)=0,17-0,5·7·0,02325=0,09 м
Hc(100)=0,17-0,5·7·0,024=0,086 м
Hc(110)=0,17-0,5·7·0,02475=0,083м
Hc(120)=0,17-0,5·7·0,2550=0,081 м
Hc(130)=0,17-0,5·7·0,02625=0,078 м
Hc(140)=0,17-0,5·7·0,027=0,075м
Hc(150)=0,17-0,5·7·0,02775=0,073 м
Hc(160)=0,17-0,5·7·0,02850=0,070 м
Hc(170)=0,17-0,5·7·0,02925=0,068 м
Hc(180)=0,17-0,5·7·0,030=0,065 м
Привышение внутренней бровки определяется по формуле:
Hд =Hc – iоб ·с
Так как ib =30‰, iоб = 0,040 ширина обочины в любом сечении равна на участке 0…46,7 м
Hд(0…46,7 м) =Hc – iоб ·с = 0,10-0,040·2,5=0
Hд(50) =0,10-0,040·2,5=0
Hд(60) =0,097-0,040·2,5=0,003
Hд(70) =0,094-0,040·2,5=0,006
Hд(80) =0,091-0,040·2,5=0,009
Hд(90) =0,09-0,040·2,5=0,01
Hд(100) =0,086-0,040·2,5=-0,016
Hд(110) =0,083-0,040·2,5=-0,017
Hд(120) =0,081-0,040·2,5=-0,019
Hд(130) =0,078-0,040·2,5=-0,022
Hд(140) =0,075-0,040·2,5=-0,025
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.