1.10.1 Классификация цементобетонных покрытий и их сравнительная характеристика
Дорожные одежды с конструктивными слоями из цементобетона относят к жесткому типу. Конструкции жестких покрытий и оснований принято классифицировать:
- по технологии строительства — монолитные, сборные, сборно-монолитные;
- числу слоев - одно- и двухслойные;
- наличию и виду арматуры - неармированные, армированные (армо-железобетонные, непрерывно армированные);
- виду бетона - из тяжелого бетона, легкого бетона (керамзито-, термо-термолитобетона);
- расположению в дорожной одежде - в покрытии, в основании;
- напряженному состоянию - обычные, предварительно напряженные (армированные и безарматурно обжатые);
- виду цемента - на обычном портландцементе, на напрягающем цементе;
- способу уплотнения - из вибрированного, трамбованного, литого бетона, из укатываемого тощего бетона.
Дорожные одежды с монолитными цементобетонными покрытиями являются основной разновидностью конструкций жестких одежд и устраиваются на дорогах I и II категорий.
Цементобетонные покрытия имеют ряд преимуществ по сравнению с покрытиями других типов:
- прочность покрытия практически не зависит от изменений температуры и от скорости нагружения от движущихся автомобилей;
- высокая жесткость на изгиб, малая величина вертикальных упругих перемещений под нагрузкой от автомобилей;
- высокая распределяющая способность покрытия увеличенный размер чаши прогиба;
- высокий, стабильный во времени и мало зависящий от увлажнения коэффициент сцепления с протектором колеса автомобиля;
- незначительный износ при истирании;
- светлый цвет, благоприятно сказывающийся на безопасности движения.
Указанные достоинства обеспечивают высокую прочность (капитальность) и значительный срок службы (долговечность) цементобетонных покрытий наряду с надежностью их эксплуатации. Поэтому они находят все более широкое применение на дорогах с интенсивным тяжелым движением в городах и на подходах к городам, на аэродромах, на ведомственных дорогах, предназначенных для пропуска тяжелых нагрузок.
В ряде случаев из цементобетона строят основания под асфальтобетонные покрытия для обеспечения их стабильности и ровности во времени.
Важное значение для расширения строительства цементобетонных покрытий имеет то обстоятельство, что для производства цемента имеются значительно большие сырьевые ресурсы, чем для производства битума.
Основными недостатками в работе цементобетонных покрытий являются:
- наличие продольных и поперечных температурных швов для компенсации значительных температурных напряжений. Присутствие поперечных швов через 5-7 м ухудшает условия движения автомобиля с точки зрения комфортности, приводит к неоднородности дорожной одежды по прочности, выкрашиванию со временем кромок бетонных плит;
- повышенная чувствительность поверхностного слоя бетона к воздействию антигололедных солей в процессе эксплуатации дороги. Указанное обстоятельство может приводить к шелушению поверхности покрытия, образованию выбоин и сокращению срока службы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.