Рабочая программа по дисциплине «Стратегический менеджмент» (Содержание курса. Экзаменационные вопросы)

Страницы работы

Содержание работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Содержание курса

Программа разработана для учебной дисциплины «Стратегический менеджмент», предусмотренной учебными планами для студентов очной формы обучения, очной формы по сокращенной программе и вечерней формы обучения по специальности 061100 «Менеджмент организации» и составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста, изложенных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, вступившего в силу 17 марта 2000г.

В современных условиях, в столь динамично изменяющейся внешней среде фирмы, любая деятельность, независимо от того, в кокой сфере она осуществляется: в рыночной или плановой, договоренной или бюджетной, в предпринимательской или государственной может быть успешной лишь в той степени, насколько руководители умело используют методы стратегического управления.

Многообразные цели и задачи, стоящие перед организациями, и постоянно ограниченный потенциал фирм могут быть согласованы и учтены только в специально разработанной стратегии.

Чтобы организовать эффективные системы управления фирмой необходимы знания, содержащиеся в курсе «Стратегический менеджмент». В данном курсе рассматривается следующие главы: первая посвящена раскрытию сущности стратегического управления развитием фирмы, разработки мысли и цели фирмы. Во второй главе рассматривается комплекс вопросов по анализу внутренней и внешней среды фирмы. Третья глава отведена для освещения процессов реализации стратегий и методам стратегического управления.

Данная рабочая программа должна помочь студентам изучить курс «Стратегический менеджмент» – вооружить студентов знаниями и навыками стратегического управления фирмой, учреждениями, предприятиями, организациями, следовательно, поможет понять сущность стратегического управления фирмой в условиях нестабильной среды, приобрести навыки анализа потенциала фирмы и ее внешней среды и на этом выявлять новые, ранее неизвестные и скрытые возможности успешной деятельности, а также распознавать угрозы, опасности, новые риски потерь, описывать ситуации с состоянием внешней среды и возможностями фирмы, проводить ситуационный анализ, разрабатывать стратегические альтернативы развития фирмы, выбирать предпочтительную стратегию, разрабатывать проект реализации стратегии в виде комплекса конкретных мероприятий по стратегическому развитию потенциала фирмы, необходимому для достижения целей и осуществлять стратегический контроль.

Раздел1.

Тема1. Введение. Сущность стратегического управления

Тема 2. Технология разработки стратегии фирмы

Тема3. Миссия фирмы: сущность, мотивация разработки миссии фирмы, порядок разработки миссии фирмы.

Раздел 2.

Тема4. Анализ среды фирмы

Тема5. Стратегия и конкурентное преимущество.

Тема6. Разработка и реализация стратегии развития фирмы.

Тема7. Оценка и выбор стратегии развития.

Тема8. Революция стратегии развития фирмы.

Раздел3.

Тема9. Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

Тема10. Стратегия совершенствования портфеля продукции, конкурентные стратегии

Экзаменационные вопросы

1.  Сущность и методы стратегического менеджмента.

2.  Признаки стратегического менеджмента, их характеристики.

3.  Виды и формы выражения стратегии, их характеристика.

4.  Процесс разработки и реализации стратегии фирмы.

5.  Общая концепция стратегического управления.

6.  Миссия и цели организации, определение миссии, формы представления миссии. Характеристика.

7.  Определение и выбор стратегии фирмы.

8.  Процесс стратегического управления. Какие действия включает процесс стратегического управления.

9.  Системный анализ среды фирмы. Роль внешней и внутренней среды фирмы.

10.  Методы оценки внешней среды, их характеристика.

11.  Технология разработки стратегии фирмы.

12.  Анализ использования потенциала организации.

13.  Условие и содержание работ по осуществлению стратегии в организации.

14.  Процесс стратегического управления на основе постановки цели.

15.  Совершенствование механизма реализации стратегии.

16.  Управление по слабым сигналам: определение, уровни и их характеристика.

17.  Управление в условиях стратегических неожиданностей, характерные черты этой системы.

18.  Стратегическая сегментация и ее характеристика.

19.  Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования. Методика проведения оценки изменений в прогнозируемом росте стратегических зон хозяйствования.

20.  Конкурентный статус фирмы в стратегических зонах хозяйствования.

21.  Стратегия фирмы по отношению с обществом.

22.  Сценарий будущей фирмы.

23.  Стратегические факторы конкурентоспособности фирмы.

24.  Стратегический маркетинг, как инструмент формирования стратегии фирмы.

25.  Научные подходы к формированию стратегии фирмы с учетом стратегических альтернатив.

26.  Основные составляющие экономической стратегии, их характеристика.

27.  Соотношение миссии и личности сотрудника, миссии и цели фирмы.

28.  Модели анализа: Lots – анализ, Pims – анализ,  QAP – анализ, Swet – анализ, их характеристика.

29.  Виды стратегических зон внешней макросреды, оценка состояния стратегических зон.

30.  Формирование базовых и альтернативных стратегий, их характеристики.

31.  Последовательность стратегических изменений и стратегический план.

32.  Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа: матрица «рост/доля».

33.  Матрица «привлекательность отрасли/позиция в конкуренции».

34.  Матрица жизненного цикла и сравнение привлекательности отрасли.

35.  Анализ стратегического соответствия и разработки корпоративной стратегии.

36.  Руководящие принципы управления процессом разработки корпоративной стратегии.

Стратегия интеграционного роста, диверсифицированного роста, стратегия сопровождения, интенсификации, их характеристика и анализ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1996 г.

2.  Алексеева. Финансовый менеджмент.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: «Экономика», 1989 г.

4. Баранчеев В.Б. Стратегический менеджмент. М.: «ИМБ и Э», 1997 г.

5. Бортер М. Международная конкуренция. М.: «Международные отношения», 1993 г.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учет, 2-е издание. М.: «Гардирина», 1996 г.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: «Прогресс», 1990 г.

8. Мескон М.Х., Хедоури Ф, Альберт М. Основы менеджмента.. М.: «Дело», 1995 г.

9. Толепсон А.А., Стрикленд А.Дж.Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: «Банки и биржи». И.О. «Юнити», 1998 г.

10. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие. Под ред. Градова А.П. СПБ, спец. литература, 1995 г.

Похожие материалы

Информация о работе